Мормоны появились в нашей стране в смутные 90-е, в Волгограде и Волжском их сейчас 500 человек. Остальные конфессии их не жалуют и считают многожёнцами, с прессой мормоны сами не хотят встречаться – хорошего про них пишут мало. Для «АиФ» – НП» сделали исключение: мы решили рассказать не о вере, а о быте этих людей.
Аборты под запретом
Официально конфессия называется церковью Иисуса Христа святых последних дней, слово «мормон» прилепилось к ней потому, что так называли всех сектантов, допускавших многожёнство. С того мы и начали разговор с председателем этой религиозной организации в Волгограде Петром Колпаковым.
Почва под слухами есть: с появления мормонов в США на них сразу начались гонения. Одна из причин – мормоны утверждали и до сих пор считают, что индейцы произошли из иудеев. И этот избранный народ американские власти загоняли в резервации! За правду мужчин-мормонов стреляли, чтобы не мешали осваивать земли. Уцелевшие брали в свои семьи вдов и сирот, так в этой церкви появилась полигамия.
Мне спешат напомнить: ещё в 1889 году с многожёнством покончено. Разводятся мормоны очень редко и по единственной причине – один из супругов не входит в их церковь.
– Детей столько, сколько можем обеспечить. У нас с мужем трое, хотим ещё как минимум одного, – рассказывает прихожанка Людмила Головенкова. – У некоторых по пять-шесть, а вообще есть и 15.
Аборты запрещены, на них соглашаются только тогда, когда врач запретит рожать по медицинским показаниям. Воспитанием занимаются мамы, отцы в основном обеспечивают семью. Женщина работает только тогда, когда у неё есть желание. Да и некогда с такой оравой.
Женятся и выходят замуж, не глядя на национальности. Людмила коми, муж русский. Кстати, он президент Волгоградского округа церкви Иисуса Христа святых последних дней. Рассказывает, что каждый понедельник у мормонов семейный вечер. Ради него откладывают любые дела, играют с детьми – в жмурки или «монополию» в зависимости от возраста. Мама или старшая дочь угощает вкусненьким. Обсуждают семейные проблемы, планируют поездки и расходы. Никогда не обсуждают поведение других – вечер должен быть приятным.
От армии здесь никого не отмазывают, вот и сын Колпаковых служил в Подмосковье. Сейчас на два года уехал миссионером в США, тоже теперь при галстучке.
– Да у нас все в галстуках и белых рубашках, – поправляет президент Волгоградского округа церкви Олег Головенков. – Это наша воскресная одежда. У девушек юбки ниже колен, серёжек в ухе должно быть не больше одной. Пирсинг и наколки не приветствуем.
На пальце у президента серебряное колечко с буквами «ВИ» на щите – «выбираю истину». Знак, по которому можно отличить мормона в толпе. Крестиков не носят, икона Христа на стене вообще странная: Спаситель чем-то похож на голливудского героя. Руководители церкви поясняют, что это не икона, а портрет. На него не молятся, Христос живой и у каждого в душе.
День февромарта
Они празднуют два Рождества, католическое и православное. Зато без водки, мормоны вообще не пьют и не курят, не пьют чай и кофе. Ещё придумали себе Осенний бал, типа праздника урожая с танцами, песнями и угощением. Международный женский день и День защитников Отечества объединили, получился общий праздник – День февромарта.
Руководство церкви просит своих прихожан делать годовые запасы продуктов и всего необходимого. На всякий случай. Поэтому в квартире Колпаковых 200 литров закруток всех видов – соки, варенье, маринады. Спрашиваю, знают ли они, что консервированные продукты снижают иммунитет? Мои собеседники улыбаются: выпивка всё равно опаснее закуски. Когда дети были маленькие, Колпаковы брали пару мешков сахара и столько же муки, мешок гречки, мешок риса, чуть меньше пшена. Глава семейства показывает просторную морозилку – вся забита ягодами, до следующего лета хватит.
В семье президента трое детей. На каждого по мешку картошки, круп тоже хватает, вот консервов осталось мало – банок 50. Моющих средств четыре пачки сверх того, что нужны, десяток лампочек – вдруг перегорят. Ведь каждый раз в магазине покупают больше того, что нужно на каждый день. А лишним делятся с друзьями и родными. Головенковы живут в Краснослободске, к ним часто заходит цыганёнок. То фруктов ему дадут, то банку консервов. Наверное, мальчишка и не знает, что пасётся у президента.
Поесть мормоны любят, хоть и не делают из еды культа. А вот мясо рекомендуют только в холодное и голодное время. Президент церкви по специальности ветврач, в 90-е безденежные годы получал зарплату мясом, до сих пор косо на него смотрит. Сэкономленные на этом продукте средства отдают епископу – помимо церковной десятины.
Зато ни один священник этой церкви не получает зарплату, на обычных должностях – учителями, врачами – работают даже пророки и апостолы мормонов. Вера верой, а оклад – окладом.