Насколько власть и автодорожники учитывают мнение учёных? Будут ли наши дороги в ближайшее время приличного качества? Об этом мы беседуем с кандидатом технических наук Сергеем Тумановым.
О приоритетах
– Сергей Леонидович, принято говорить, что вместо волгоградских дорог существуют только направления. В чём главная причина такой печальной славы?
– В дорожном хозяйстве мы пока пользуемся старым «дорожным наследием» ещё бывшего СССР. За последнее время на дорожном атласе области появилось не так уж много новых магистралей. Тот же мост через Волгу, если отбросить все наносные шутки про его «танцы», построен очень качественно. Что касается остальных дорог, здесь картина пёстрая. Даже самые неблагополучные пока из дорог – та же М6 «Астрахань – Волгоград –Москва» и дорога на Сызрань, поверьте, были построены на очень неплохом техническом уровне, но, другой вопрос, когда они строились. Они возводились преимущественно в 60-70-е годы прошлого века. С тех пор эти автомагистрали практически не реконструировались и не развивались. Многотонные фуры для «московской» трассы – одно сплошное убийство полотна. Как эти дороги ни ремонтируй, они не смогут продержаться долго, если там двигаются такие монстры на колёсах с превышением допустимых нагрузок на ось в 1,5-2 раза.
– Возможно ли дотянуть до качественного уровня наши дороги в ближайшие годы?
– Это вполне реально и возможно. Причём ту же трассу на Сызрань, Москву и так далее можно сделать приличной за весьма сжатые сроки – за пять лет. Но для этого мы должны бросить на этот приоритет все силы. Эта задача должна стать новым приоритетом, как лет пять назад таким же приоритетом была газификация области. Тем более речь идёт о трассах федерального подчинения, то есть финансовое обеспечение по их переустройству должно идти в первую голову из федеральных источников.
– Та же трасса на Сызрань отличилась ещё зимой. Четыре раза там вставало всё движение из-за снежных заносов. По мнению некоторых экспертов, дорога спроектирована с явными нарушениями. Это так?
– Наши основные магистрали области, что на Москву, что вдоль Волги на Астрахань и Саратов, идут по трассам, существовавшим ещё в исторические времена. Они проложены буквально по торговым и почтовым шляхам, по которым активно ездили и 200-300 лет назад. В какой-то мере строительство по старым маршрутам удешевило стройку, но породило и свои специфичные проблемы – скажем, слишком крутой профиль на отдельных участках, как у дороги на Саратов и Сызрань. Но трасса севернее Камышина заносилась снегом даже не из-за этой причины. Уже есть официальные экспертные выводы и заключения, что там неправильно установлены отбойники снега. Вместо «отбрасывания» снега с полотна эти придорожные снегозаградители снежные заносы активно «собирали». Нужно переделать именно этот момент дорожного обустройства на сравнительно небольшом участке магистрали, и проблемы больше не будет.
Когда исчезнет хвост?
– Можно ли, на ваш взгляд, было решить проблему разбитых дорог ещё в прошлом году, когда на дороги областного центра выделялась огромная сумма федеральных средств?
– Деньги на дороги пришли поздней весной, а почти полгода ушло на то, чтобы эти средства дошли до исполнителей работ через разного рода чиновничьи и депутатские согласования, тендеры, конкурсы. В этих ограниченных временных рамках, считаю, ремонтники делали всё что могли. Невозможно то, что подлежит ремонту за три-четыре месяца, сверхударными темпами сделать за половину календарной осени, да ещё в условиях надвигающихся холодов, когда качество асфальтной смеси совсем иное, чем при летних температурах. Дорожники работали на пределе. Такой организации работ в принципе быть не должно.
– Часто приходится слышать, что и наш Волгоград – это одна-две параллельные автомагистрали, которые постоянно стоят в пробках. Неужели это навсегда?
– Нужно развивать дорожную сеть по давно уже заданным направлениям. На Вторую продольную нельзя пускать транзитный поток, его нужно пускать в обход города по дороге, которая пока ещё только существует в предпроектных предложениях. Второй момент – нужно обязательно строить вдоль Волги рокадную дорогу как минимум через всю центральную часть города от Краснооктябрьского до Советского района. Третий момент – достроить тоннель-проход под двумя оживлёнными железнодорожными ветками на Тулака, которые ежедневно провоцируют замершие на переездах «хвосты» из транспорта в километр. Вот основные вопросы, что нам нужно решить в самое ближайшее время, вне зависимости от того, будут в Волгограде проводить через шесть лет игры чемпионата мира по футболу или не будут. Любой театр начинается с вешалки, любой международный чемпионат – с современного аэропорта, равно как и дорог отличного качества. Уважаемые господа и товарищи чиновники! Обратите внимание на то, что в Волгограде есть уникальная кузница кадров, признанная и в США, и в Германии, где, поверьте уж на слово, с дорогами всё слава богу.
Только наши специалисты у себя дома никому не нужны.
ДОСЬЕ
Сергей Леонидович Туманов родился в 1956 году. Окончил автодорожный факультет Волгоградского инженерно-строительного института. Работал инженером-конструктором в волгоградском институте «Гидропроект». Основные научные интересы – механические свойства дорожных насыпных грунтов и откосов. Автор более 40 научных публикаций.
Смотрите также:
- «Пешеход презренный». Почему ликвидация переходов не спасет Волгоград →
- Бишофит избавил бы волгоградцев от гололеда →
- Слова политиков направлены в пустоту →