Житель Волгограда Александр обратился в vlg.aif.ru, оказавшись в неприятной ситуации: заключил договор с индивидуальным предпринимателем на строительство бытовки, оплатил первый взнос, а в результате остался и без хозпостройки, и без денег.
«Ни бытовки, ни денег»
Возмущенный волгоградец делится: с ИП он заключил договор о возведении бытовки на своем участке в декабре 2024 года. Передал на приобретение стройматериалов 200 тысяч рублей. Предприниматель должен был завершить строительство еще в конце января. Однако вместо этого «кормит» своего клиента отговорками о «технических задержках» и «непредвиденных обстоятельствах».
«На мой взгляд, это всего лишь попытка затянуть процесс и избежать ответственности», — считает клиент, который квалифицирует действия ИП как мошенничество.
Александр уже обращался по этому поводу в полицию, но там состава преступления не нашли и порекомендовали обратиться в суд, который и поставит точку в гражданско-правовых отношениях.
Тем более что предприниматель уже проиграл по крайней мере один иск, когда взялся возводить баню, которую так и не соорудил. Волгоградец — не первый клиент, которого не устроило несоблюдение сроков строительства.
«Деньги не печатаю»
Предприниматель не отрицает, что не выдержал сроки. Поясняет — не все и не всегда зависит от него. Поставщики не привозят вовремя стройматериалы. Наемные работники позволяют себе не явиться на производство.
Максимум, что он может сделать — уволить таких нерадивых сотрудников. Но работа от этого быстрее выполнена не будет.
Вернуть деньги он пока тоже не в состоянии.
«Я их не печатаю», — резонно замечает владелец малого бизнеса и поясняет: как только с ним расплатятся за выполненную работу, он тут же в свою очередь рассчитается с Александром, с которым у него заключено допсоглашение: за каждый день просрочки клиент получит 3% от суммы. А это немалая сумма.
Притом, что часть работ уже выполнена. Соответственно, потрачена и часть полученных от клиента средств.
«Суд — за потребителя»
Волгоградец поясняет: свое дело он открыл пару лет назад, развивать его непросто, но он старается. Заключил, к примеру договор с одним из ссузов — теперь на его производстве будут проходить практику студенты, заинтересованные в том, чтобы проявить себя с лучшей стороны. Значит, по меньшей мере одна проблема — кадровая — отпадает.
Предприниматель делится: случаются и проблемы со здоровьем. Это наемному работнику оплачивают больничный. Он же в таком случае и работать не может, и убытки несет.
«Если клиент обратится в суд с требованием расторгнуть договор, я буду вынужден не только вернуть ему предоплату, но и выплатить неустойку, и компенсацию морального вреда, и штраф — клиент всегда прав. Но это потребительский терроризм какой-то!» — возмущается Ярослав.
«ИП — это рискованно»
Депутат облдумы Дмитрий Калашников поясняет: при заключении договора на выполнение работ с индивидуальным предпринимателем рискуют обе стороны. Но только если договор составлен неправильно.
«В том случае, если в документе прописан каждый шаг, каждое действие и следующая за ними ответственность, никаких проблем быть не должно. Важно предусмотреть все детали и возможные риски, чтобы впоследствии ни у одной из сторон не осталось ощущения, что она обманута», — считает парламентарий.
И поясняет — с законодательной точки зрения никаких пробелов в гражданско-правовых отношениях нет. Нужно только грамотно их выстраивать.