Примерное время чтения: 6 минут
69

Один в поле воин. Почему потребителю так сложно отстоять свои права

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ-Нижнее Поволжье №11 12/03/2025
Максимальная доля контрафакта реализуется через интернет-площадки.
Максимальная доля контрафакта реализуется через интернет-площадки. / diana.grytsku / freepik.com

Статистика судов свидетельствует – Закон о защите прав потребителей остаётся самым нарушаемым в стране. При этом самому потребителю с годами становится всё сложнее отстоять свои позиции. 

В канун Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта, «АиФ»-Нижнее Поволжье» поинтересовался у экспертов, есть ли выход из ситуации?

Все в суд!

Начать надо с того, что сама сфера продаж продуктов и услуг заметно усложнилась, и речь не только об электронной торговле. Вариантов продвижения товаров стало так много, что достаточно сделать один неверный шаг – и потребитель тут же попадает в сети.

Об одном из таких случаев мы уже рассказывали: к пожилой волгоградке пришли прямо на дом и предложили купить приборы для пожарной безопасности. Пожилая женщина отдала 60 тыс. руб. А потом выяснилось – под видом чудо-прибора ей продали две обычные розетки.

Казалось бы, налицо обычное мошенничество, но не тут-то было. При покупке был заключён договор купли-продажи, настоящий, с подписями и печатями от лица реально действующего индивидуального предпринимателя. В нём стояла и подпись пенсионерки, и получалось, что она сама добровольно согласилась на все условия купли-продажи. Здесь не поможет полиция, расторгнуть договор можно только через суд. И где бы ни заключили кабальный договор – в автосалоне, банке или в сети, расторгнуть его не так просто. 

Не каждый способен на судебные разбирательства, но волгоградке повезло: ей вызвались помочь в общественной организации «Лига прав потребителей». Там дело довели до победного конца – договор в суде признали недействительным, и вроде бы деньги должны были вернуть.

«И тут мы столкнулись с тем, что на момент вынесения решения индивидуальный предприниматель закрыл свою деятельность, – говорит председатель «Лиги прав потребителей» Ксения Осадчая. – Такое в подобных случаях бывает часто – ИП всеми путями стремятся уйти от ответственности».

И всё же победа осталась за пострадавшей и правозащитниками: деньги волгоградке вернули. Отсюда важное правило: потребителям надо знать, что даже если продавец закрывает деятельность, он всё равно несёт ответственность по своим обязательствам.

Учись – не хочу

Но не всегда потребитель может праздновать победу. Так, сейчас волгоградские правозащитники пытаются помочь в сложном деле, связанном с покупкой образовательного курса. 

Таковых в сети продаётся множество, начиная от семинара на несколько часов и заканчивая целыми образовательными программами. Одну из таких, почти на треть миллиона рублей, и приобрёл потребитель. Но едва прошёл первый модуль, как мужчина понял, что обучение не соответствует его ожиданиям, и решил расторгнуть договор и вернуть деньги.

«Продавец отказался вернуть затраченную сумму, и потребителю пришлось обращаться в суд, – говорит Ксения Осадчая. – Суд встал на сторону мужчины, однако продавец решение обжаловал, объяснив это тем, что раз курс был начат, значит, услугой воспользовались, и она считается предоставленной».

В этом деле точка ещё не поставлена, и большой вопрос, в чью пользу оно завершится…

Выход есть

«Ситуацию в сфере защиты прав потребителей осложняет  то, что по сей день действует мораторий на проверку бизнеса (исключение составляют случаи, когда есть угроза жизни или здоровью потребителя. – Ред.), и потому потребителю в любом случае остаётся только отстаивать свои права в суде, – отмечает заместитель председателя «Лиги прав потребителей» Виталий Осадчий. – И здесь обычному человеку приходится очень нелегко, ведь против него действуют целые юридические департаменты компаний или как минимум хорошо подкованные юристы».

Правозащитники убеждены: позиции волгоградских потребителей нужно усиливать, и образец для этого есть. Дело в том, что если речь идёт о делах, связанных с оказанием медицинских услуг, в таком случае в деле всегда присутствует представитель прокуратуры. Прокурор может оценивать позиции сторон, задавать вопросы, требовать проведения экспертизы, что заметно усиливает позиции потребителя. Однако в остальных процессах, а их ежемесячно по Волгограду и области идут сотни, такого представительства нет.

«Между тем почти во всех муниципальных образованиях Волгоградской область есть структуры по защите прав потребителей, есть и региональный профильный комитет, – отмечает Виталий Осадчий. – Мы обратились в совет по вопросам защиты прав потребителей, действующий при губернаторе, с предложением наделить эти структуры правом участвовать в суде и давать заключение по делу. Это дало бы возможность заметно усилить позиции потребителя на основе уже имеющихся специалистов и ресурсов».

Очень хочется верить, что предложение правозащитников будет услышано. Тем более, что положение потребителей усложняется – всё больше товаров продаётся через электронные маркетплейсы, где ещё сложнее отстоять свои права. По разным оценкам, от 10 до 30% реализуемой здесь продукции – контрафакт.

Цифры
По данным IQ Techno­logy, доля поддельных смартфонов на площадках составляет 12%, ноутбуков – 22%, смарт-часов – 35%, наушников и колонок – 27%, мелкой бытовой техники – 15%.

«Основной объём контрафакта реализуется через электронные маркетплейсы, – подтверждает Виталий Осадчий. – Продукция без маркировки, указания продавца, даты выпуска, гарантийных документов здесь в порядке вещей. А вернуть товар не всегда просто, ведь ответственность за него несёт не электронная площадка, а продавец».

Утешением для потребителей может служить то, что маркетплейсы будут обязаны размещать сертификаты на всю продукцию, которую они реализуют, что послужит гарантией её качества. Однако этот закон вступит в силу лишь с осени 2026 года. А до тех пор покупать будем на свой страх и риск... 

Комментарий
Эксперт по вопросам ЗПП, юрист Ева Лаврушко: «В Госдуму сейчас внесён закон, чтобы уравнять онлайн-магазины и обычные торговые точки. Это значит, что маркетплейсы обязаны будут строго следить за качеством товаров, их маркировкой и условиями хранения. А ещё на них будут распространяться все нормы, касающиеся защиты прав потребителей. Это справедливо, и возникает лишь один вопрос – почему этого не было сделано до сих пор?».

 

На что имеет право потребитель

Потребовать документы, подтверждающие безопасность и качество продуктов. В России продавать товары можно только при наличии информации об обязательном подтверждении соответствия. 

Заплатить за товар столько, сколько указано на ценнике в торговом зале. Одна из самых распространённых конфликтных ситуаций в супермаркетах и магазинах – разница в цене на этикетке и в чеке. Оправдания, что акция закончилась, цена изменилась и т. п., значения не имеют – всё это прямое нарушение ст. 10 закона «О защите прав потребителей». А если вы уже успели заплатить и потом заметили разницу, её должны вернуть.

Фотографировать товары в магазине. Ограничения на съёмку в торговом зале правовых оснований не имеют! Данные о расположении, этикетке и стоимости товара не относятся к разряду государственной или коммерческой тайны, вы имеете право фотографировать и полки, и упаковки.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах