96

Мордвины, прославившие свой народ. О героях, ставших легендой при жизни

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ-Нижнее Поволжье №41 13/10/2021
Алексей Петрович Маресьев – один из самых известных летчиков-истребителей времен Великой Отечественной войны. Имел позывной
Алексей Петрович Маресьев – один из самых известных летчиков-истребителей времен Великой Отечественной войны. Имел позывной "мордвин". Commons.wikimedia.org

Иван, родства не помнящий – так говорили наши предки о людях, которые разрывали связь со своим народом, утрачивали связь с корнями, забывали о своей семье, близких, нации в целом. и не случайно духовное возрождение связывают именно с осознанием своих истоков, позиционированием себя как некой части целого, пониманием связи со своей малой родиной.

Ключ к такому подходу – знание истории своего народа, а также лучших его представителей. В этом и ближайших номерах расскажем о выдающихся наших земляках с мордовскими корнями, которые прославили родной край на всю Россию и никогда не порывали связь со своими истоками и родом.

Михаил Девятаев: его позывной был «Мордвин»

При том, что в годы Великой Отечественной войны героизм проявили тысячи наших лётчиков, именно Михаила Петровича Девятаева знают все. Он вошёл в мировую историю войн как единственный лётчик, совершивший побег из плена на вражеском самолёте.

Девятаев родился 8 июля 1917 года в посёлке Торбеево Пензенской губернии. Мордвин по национальности, он был тринадцатым ребёнком в крестьянской семье. Отец умер, когда Мише было два года. Мать подняла всех, вырастила крепкими и самостоятельными.

В шестнадцать лет парень впервые увидел техническое чудо – настоящий самолёт прилетел в деревню забрать больного. В тот момент судьба юноши была решена.

Поступать в лётное он отправился в Казань. Не найдя сразу, где учат лётному делу, он поступил в речной техникум, с успехом его закончил. А потом стал курсантом военного училища и в 1939 г. приехал домой в отпуск уже лейтенантом с петлицами лётчика.

Первый бой

Война застала его под Минском. Уже 23 июня 1941 г. Михаил Девятаев участвовал в воздушном бою и сбил вражеский бомбардировщик. На следующий день сам попал под огонь «мессершмита» и выпрыгнул с парашютом из горящего истребителя...

К лету 44 года он сбил девять вражеских самолётов. Пять раз сбивали его – у него были прострелены рука и нога.

Когда попал в госпиталь, врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию. Полтора года летал на «кукурузнике», но потом дошёл до А. И. Покрышкина, который на тот момент был одним из наиболее известных лётчиков-истребителей, и добился возвращения в истребительный полк.

За девять сбитых самолётов врага Михаил Девятаев был награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2-й степеней, медалями.

13 июля 1944 года в воздушном бою над Львовом Девятаев был сбит. Выпрыгнув с парашютом над оккупированной территорией, Михаил ударился головой о стабилизатор и в бессознательном состоянии был взят в плен.

Побег

Несколько дней допросов в абвере, и лётчика отправили в Лодзинский лагерь военнопленных.

13 августа 1944 г. Михаил совершает первую попытку побега. Неудачно – его ловят, избивают и отправляют в лагерь смерти Заксенхаузен с нашивкой смертника на груди.

Там члены подпольного комитета спасли Михаилу Девятаеву жизнь, заменив его жетон жетоном умершего заключённого. Через месяц измождённого, но все ещё физически сильного лётчика переправили в секретный лагерь на остров Узедом в Балтийском море, где шли разработки крылатых и баллистических ракет.

В первый же день Девятаев заметил множество самолётов, стоящих на аэродроме, и сразу подумал о побеге. Он начал при любой возможности изучать их обломки, чтобы понять систему управления. И опять помог случай – немецкий пилот сам показал Михаилу порядок подготовки машины к полёту. Все фазы запуска «хейнкеля» стали ясны...

Подобрав команду единомышленников, Девятаев начал готовить побег. 8 февраля 1945 г. узники убили часового, проникли в самолёт и с трудом взлетели. Когда вдогонку поднялись истребители, самолёт Девятаева смог потеряться в облаках. Но на этом везение не закончилось. У немецкого аса, отправленного в атаку на беглецов, оружие заглохло и горючее закончились. Он был вынужден вернуться на аэродром.

В небе над Балтикой повезло ещё раз, когда истребители сопровождения немецкого конвоя подлетели вплотную и тоже вернулись назад. Они ещё просто не успели получить сигнал о бегстве из лагеря.

Уже над советской территорией машину Девятаева обстреляли советские зенитчики. Когда подожгли один из двигателей, Девятаев пошёл на вынужденную посадку. Побег удался!!! Подойдя к самолёту, советские бойцы увидели незабываемую картину: скелеты в полосатой одежде и деревянных башмаках, окровавленные и грязные, смеялись и плакали навзрыд, повторяя: «Свои, наши». В штаб своей дивизии артиллеристы несли их на руках. 

По наводке Девятаева советская авиация наносит сокрушительный удар по ракетному центру, после которого уже ни одна ракета с полигона больше не взлетала...

За угон самолёта с совершенно секретной аппаратурой Адольф Гитлер объявил Михаила Девятаева своим личным врагом. За его голову была назначена огромная премия.

Позже на территории бывшего лагеря Девятаев помогал генеральному конструктору Сергею Королёву изучить разбомблённый ракетный центр Пенемюнде. И не всё было так просто – здесь же Деватаев проходил фильтрационную проверку как побывавший в плену врага.

Демобилизовали Девятаева в ноябре 1945 г. В мирной жизни он водил по Волге «Ракеты» и «Метеоры». И лишь в 1957 г., когда Советский Союз произвёл запуск первого в мире искусственного спутника Земли, Михаил Девятаев по настоянию и ходатайству Сергея Королёва был удостоен звания Героя Советского Союза. Так были признаны его заслуги в деле отечественного ракетостроения. Девятаеву вернули все боевые награды и полностью реабилитировали. 

О своём побеге Михаил Петрович написал книгу «Побег из ада». Он стал почётным гражданином Республики Мордовия, города Казани, а также Вольгаста и Циновичи (Германия). В мордовском Торбееве открыт мемориальный музей героя, а в этом году вышел фильм «Девятаев» о подвиге лётчика.

Михаил Петрович умер в 2002 г., ему было 85 лет. 

Алексей Маресьев: сила корней

В Чамзинском районе Мордовии есть сёла Большое и Малое Маресево.

Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 г. в городе Камышине Саратовской губернии. Его отец, от которого он унаследовал упорство и огромную силу воли, воевал в Первую мировую и умер в 1919 г. от ран. Мать одна растила троих детей. 

После восьми классов Алексей закончил ФЗУ, получил профессию токаря, стал работать на лесозаготовительном заводе и мечтать о небе. Поступать в лётное училище ему не позволяла врачебная комиссия: из-за болезни в детстве он страдал ревматизмом, его мучили сильные боли.

Однако он стремился к цели: в Комсомольске-на-Амуре стал посещать местный аэроклуб, потом оказался в школе военных пилотов, окончил Батайское авиационное училище.

18 суток в лесу

Войну Маресьев встретил в действующей армии. В апреле 1942 г. в воздушном бою за Новгород его самолёт подбили. Тяжелораненый лётчик покинул машину и оказался на вражеской территории, в лесу. Так он совершил свой подвиг – 18 суток по снегу ползком Алексей добирался до своих, ел кору деревьев, ягоды, шишки. Ему удалось выйти живым из схватки с медведем. Чудом дополз до деревни и лишь через десять дней попал в госпиталь, где врачи вынуждены были ампутировать обе ноги.

Увечного солдата должны были отправить в тыл, но мордовское упорство брало своё, и Маресьев просил оставить его в строю.

Всего за шесть месяцев интенсивных тренировок Алексей Маресьев научился ходить на протезах. Уже в 1943 г. врачебная комиссия записала в личном деле старшего лейтенанта: «Годен во все рода авиации». Так он был направлен в Ибресинскую лётную школу. В феврале того же года лётчик совершил свой первый полёт после тяжёлого ранения. Помогал ему в этом начальник лётной школы Антон Федосеевич Белецкий, который сам летал с протезом вместо правой ноги.

Снова в строю

В июне 1943 г. Маресьев попал наконец на фронт, в состав 63-го гвардейского истребительного авиаполка. Поначалу ему не давали летать на боевые задания, пока не убедились: Маресьев способен управлять боевой машиной.

20 июля 1943 г. во время воздушного боя с превосходящими силами немцев Маресьев спас жизни двум советским лётчикам, сбив сразу два немецких истребителя. Слава о нём разлетелась по всему фронту. Так о герое узнал Борис Полевой, автор будущей книги «Повесть о настоящем человеке».

Удивительно в этой истории было и то, что, вернувшись в боевую часть после ампутации обеих ног, Маресьев сбил семь боевых самолётов, доведя свой список воздушных побед до 11 вражеских машин. Тогда же он был удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1944 г. Маресьев согласился на предложение стать инспектором-лётчиком и перейти в управление вузов ВВС. Всю жизнь он старался поддерживать себя в отличной физической форме: увлекался коньками, лыжами, плаванием и велосипедом. Он сумел даже установить рекорд в санатории под Куйбышевом, переплыв Волгу (2200 м) за 55 минут! Свои последние вылеты на учебном самолёте Маресьев совершил в начале 1950-х гг.

А в 1946 г. вышла книга «Повесть о настоящем человеке», в 1948 г. был снят одноимённый фильм. Когда у Маресьева спрашивали, насколько события, описанные в книге, соответствуют действительности, он отвечал: «Процентов на 99». Так вся страна узнала о своём герое и его подвиге. 

Говорят, что упорство – отличительная черта мордовского народа.

Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах