Волгоградцы Сергей и Наталья Скардовы нашли свое счастье в судостроении. Муж и жена делают лодки по индивидуальным заказам.
Побывав в мастерской Скардовых, корреспондент «АиФ-Волгоград» узнал, почему лодки у волгоградцев заказывают люди со всего света, можно ли сделать судно абсолютно непотопляемым и как при этом найти свое счастье.
Дешевле китайцев
Мастерская Скардовых находится рядом с Волгой — супруги арендуют бокс за оптовой базой на Тулака. Внутри пахнет фанерой и лаком, стоит три небольших, еще не покрашенных судна.
Сергей называет свою мастерскою лодочным ателье, потому что здесь готовы сделать любое судно: яхту, катамаран, байдарку и все, что душе заказчика угодно. Первое, что Скардовы построили на заказ – это 17-метровая моторная яхта «Фламинго». В 2000 году она обошлась заказчику в 70 тысяч долларов. Сейчас за такую лодку дают все 200 тысяч — с годами яхты становятся только дороже.
«Мы научились строить дешевле китайцев, — утверждает Сергей Скардов. — Поэтому конкурентоспособны даже на мировом рынке. Судна, которые мы делаем, лет 30-40 прослужат точно».
Дешевле, чем у китайцев у волгоградцев получается за счет тщательного подхода к формированию бюджета заказа и неимоверного трудолюбия. Скардовы работают в таких узких финансовых рамках, в которых не могут их конкуренты. Если нет больших и срочных заказов, Сергей и Наталья делают лодки вдвоем. Когда есть работа, зовут на помощь своих друзей. Они не стремятся заработать на каждой лодке как можно больше, трудятся без выходных и праздников и всю прибыль вкладывают в свое дело.
Практически все катамараны на Волге либо построены в мастерской Скардовых, либо сделаны по их проекту. Узнать суда Сергея на воде легко — они обязательно яркого цвета.
«Лодка должна быть ярким пятном на воде, потому что она везет самое дорогое — человеческие жизни, и не может быть незаметной, — поясняет Сергей. — Мы настоятельно рекомендуем заказчикам яркий цвет».
Любое маломерное судно до 9 метров в мастерской Скардовых стараются делать непотопляемым, чтобы оно оставалось на плаву при любых обстоятельствах. Опасность для таких судов только одна – пожар.
Семья под парусом
Но не было бы счастливого тандема судостроителей, если бы не случай. «Мой товарищ был водителем троллейбуса, это было давно, когда троллейбусники еще хорошо зарабатывали, — Сергей вспоминает, как познакомился с женой. — Наталья Ивановна с подружкой с салюта ехала. Водитель пригласил их на свой день рожденья, ему Наталья Ивановна приглянулась. И я пришел на этот день рожденья. Увидел ее и про себя сказал: «Эта девушка будет моей женой». А водитель троллейбуса так и не женился…»
Скардовы считают себя абсолютно самодостаточной и счастливой семьей. У них свое представление о счастье и благополучии.
«Все рассказывают, какие страшные были 90-е. А мы этого и не помним, у нас все было хорошо, — говорит Сергей, пожимая плечами. — Были времена сложные, не на что было еды купить, но все пережили спокойно».
О судостроении Сергей мечтал всю жизнь. В молодости хотел пойти на флот, но здоровье не позволило. Позже судьба занесла его на волгоградское телевидение.
«В советское время работники телевидения считались небожителями, — вспоминает Наталья. — А Сережа был простым бульдозеристом, копал фундамент под Волгоградский государственный университет. Бабушка посоветовала мне, что Сереже с его талантом фотографа надо идти на телевидение. Я была в положении, молодая, без комплексов, позвонила на телевидение, мне дали домашний номер телефона главного оператора Владимира Даниловича Дубинина. Он был удивлен звонку, но сказал, чтобы муж приходил».
Сергей Скардов построил успешную карьеру оператора, но работа постепенно перестала доставлять ему удовольствие.
«Каждую весну доставал подшивку журнала «Катера и яхты», листал и понимал, что этого никогда не будет, не смогу я заработать на лодку. Если бы моя работа позволила мне иметь лодку и во время отпусков отдыхать на ней, путешествовать, возможно, ничего бы этого и не было», — говорит Сергей, кивая на каркасы будущих судов.
Наталья увлечение мужа поддержала. С того дня, когда Сергей начал работать над первой лодкой, супруга всегда помогала ему. «Самое главное увлечение для женщины – это семья, — считает Наталья. — Если бы муж увлекался ракетостроением, то и я бы и в этом ему помогала».
Увлечение морем передалось и дочке Скардовых. Ксюше 26 лет, она все детство провела под парусом. Сейчас живет в Москве, но периодически приезжает к родителям, сплавляется с ними на байдарках, путешествует.
Скромно, но весело и романтично
Несмотря на то, что создают Скардовы дорогой продукт, назвать их богатыми или обеспеченными нельзя. Они не заработали себе на квартиру или машину, 10 лет строят дом.
«Жили мы всегда скромно, но весело и романтично, — говорит Сергей. — У нас были моменты финансового благополучия, но это совершенно скучная вещь. Мы занимаемся творчеством, делаем вещи, которые вызывают у людей разговоры, эмоции».
«Заходишь в мастерскую, лежит стопка фанеры, а потом из нее получатся кораблик, — подхватывает разговор Наталья. — И этот момент, когда мы спускаем новую лодку на воду, вокруг незнакомые люди, заказчики счастливые…»
Суда Скардовых ходят не только по всей России, но и в Нидерландах, Турции. Сергей и Наталья гордятся, что ни один заказчик не жаловался на их работу.
«Мне приятно, что моя дочь сможет сказать: «Папа сделал эту лодку», — постукивая карандашом по столу, говорит Сергей. — По Волге ходят мои суда, хотя у меня нет специального образования. Но я доказал, что, если заниматься любимым делом, то все возможно».
Сергей и Наталья, рассказывая о своей работе, буквально светятся изнутри. «Мы с женой абсолютно счастливые люди и до сих пор влюблены друг в друга», — говорит Сергей, подмигивая Наталье.