Примерное время чтения: 4 минуты
2422

Рельсы истории. Как железная дорога повлияла на жизнь Царицына-Волгограда

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ-Нижнее Поволжье №33 17/08/2016
Предоставлено рекламодателем.

145 лет назад жизнь тихого уездного Царицына перевернулась навсегда - сюда пришёл первый поезд! Это позволило превратиться маленькому городку в мощный промышленный и транспортный узел на Волге.

Рост в будущее 

В июне 1869 года Александром II была дарована концессия на строительство железной дороги, позже названной Грязе-Царицынской. Она строилась стремительно. Всего через два года в Царицын прибыл первый пассажирский поезд. Дорога стала катализатором роста нашего города. Ведь Царицын получил железнодорожный выход на Москву и был присоединён к сети Российских железных дорог. Это был экономический прорыв.

После присоединения Волго-Донской железной дороги к Грязе-Царицынской сетка железнодорожных путей связала Нижнее Поволжье с Центрально-Чернозёмным и Западным районами, Прибалтикой. Что это дало городу? Судите сами. В конце 1850-х годов, когда только начинали строить Волго-Донскую железную дорогу, в Царицыне проживало 7 тыс. человек, в 1898 году - 59 тыс. жителей.

Кстати
145 лет исполняется в этом году и эксплуатационному локомотивному депо Волгоград - Пассажирское. Более 700 специалистов депо обеспечивают движение поездов.
В конце XIX века здесь насчитывается 136 промышленных предприятий, чья годовая совокупная производительность составляла 4 миллиона рублей. Построено 13 лесопильных заводов, работала нефтебаза товарищества Нобель (да-да, того самого, что изобрёл динамит и построил в нашем городе Нобелевский городок), с которой ежедневно отправлись 125 цистерн.

В 1898 году из города было вывезено более 58 млн пудов различных грузов – мазут, лес, стройматериалы, хлеб, рыба, а прибыло около 11,5 млн пудов грузов. Царицын стал крупным промышленным и культурным центром на Нижней Волге, и всё это благодаря железной дороге.

Рассказывать о «московском» направлении можно много. И о его значении и работе во время Великой Отечественной войны, и о восстановлении в первые мирные годы, об объединении с Рязано-Уральской дорогой. Неизменным остаётся одно - важность для Волгоградской области. И по-прежнему, как и 145 лет назад, по Грязе-Царицынской железной дороге курсируют грузовые и пассажирские поезда.

Легендарная станция

Вдоль Грязе-Царицынской железной дороги расположено немало станций, например Арчеда, Филоново, Себряково, и, конечно же, станция Волгоград-1.

«Спутник по Юго-Восточным железным дорогам» за 1898 год сообщает: «Царицын - станция 2 класса. В пассажирском вокзале буфет с горячими блюдами, холодными закусками, винами, водками и прохладительными напитками; зал для пассажиров 1 и 2 классов с мужской и дамской уборными; большой зал для пассажиров 3 и 4 классов; книжно-газетный шкаф. Ежедневно со станции отправляется и прибывает шесть пассажирских поездов». Таково одно из первых сохранившихся описаний станции, которая в этом году отметила своё 145-летие.

Станция Царицын-1 быстро превратилась в крупный железнодорожный узел с развитой инфраструктурой. В 1925 году она была переименована в Сталинград-1. А вскоре началась Великая Отечественная война. Работники станции днём и ночью обеспечивали движение непрерывного потока эшелонов на запад к фронту. Ежесуточно сюда прибывало по 20 - 25 тысяч человек. Во время адской бомбардировки 23 августа 1942 года инфраструктура станции, в том числе и старинный вокзал, была практически уничтожена. Но уже весной 1943 года Сталинград-1 вышел на довоенную мощность.

Сейчас Волгоград-1 является одной из самых крупных пассажирских станций протяжённостью около 4 км. Через неё каждый день проходит более 100 пассажирских поездов. Железнодорожные ворота нашего города представляют собой крупнейший вокзальный комплекс, который ежедневно посещают свыше 7000 человек. При этом он является хорошо узнаваемой визитной карточкой Волгограда. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах