В своё время Советский Союз являлся передовой технической державой не только в космосе. Тогда с лёгкой руки советского инженера-конструктора Ростислава Алексеева в СССР стали массово строить теплоходы на подводных крыльях с крылато-космическими названиями - «Ракета», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник» и другие.
Такие суда бегали по всем рекам необъятной страны, но в первую очередь на нашей Волге. От обычных теплоходов суда отличались принципом хода по воде. При высоких скоростях их корпус приподнимался на специальных крыльеобразных подпорках, уменьшая трение о воду корпуса, помогая достигать судам довольно солидных скоростей - до 50 - 60 км в час.
«Кругосветка» на «Метеорах»
- История самых первых волгоградских скоростных судов «Ракета» начинается на рубеже 1960-х годов, когда наш город ещё носил имя «Сталинград», - рассказывает историк и эксперт речного флота Виктор Коваль. - С 1960-го по 1972 год в Волгоград пришло для работы на местных скоростных линиях семь теплоходов «Ракета». Такие суда в основном обслуживали пригородные линии - до волжских пристаней Покровка, Каршевитое, Ахтубинск, Чертковский Яр, Грачи. Одновременно с 1962-го по 1985 год в город-герой поступило 11 судов типа «Метеор» проекта 342Э. «Метеоры» отличались от «Ракет» не только внешним видом и более просторным, вместительным салоном. Они имели и более мощные двигатели, могли ходить на большие, чем «Ракета», расстояния. Наиболее дальние рейсы теплоходы «Метеор» совершали из Волгограда до Саратова и Астрахани.
- Во времена бывшего Союза мы часто ездили на «Ракетах» из центра города до пристаней ниже Заканалья, - вспоминает пожилой волгоградец Сергей Андреев. - В разгар лета суда выполняли по десятку рейсов в день. И все теплоходы шли заполненными! Когда садишься на такой теплоход, тебя охватывает непередаваемое ощущение плавного парения, полёта над водой. Равномерный, ритмичный звук двигателя в салоне настраивал на волну праздника. Мимо плавно проносились прибрежные рощи, деревушки, заводи, пляжи.
По воспоминанию речников, от речвокзала Волгограда до пристани «Красноармейск» судно доходило за 30 - 35 минут, попутно делая непродолжительную остановку в Кировском районе. Возможно ли сегодня доехать из центра Волгограда до Красноармейского района по городским дорогам за полчаса? Нет.
Конец праздника
Увы, но с распадом СССР количество работающих на местной акватории Волги скоростных судов, да и самих линий скоростного флота становилось всё меньше.
- Скоростной пассажирский флот не совсем вписывается в современные экономические рамки, - считает эксперт по речному флоту Юрий Митасов. - Теплоходы дороги в обслуживании, двигатели потребляют много топлива. Если попытаться сейчас обсчитать полную, экономически обоснованную стоимость билета, скажем, из Волгограда в Ахтубинск, только в одном направлении она превысит 1 тыс. руб. При такой цене желающих пользоваться скоростными теплоходами практически не будет…
В 2008 году последнее крылатое судно Волгограда «Восход-6» ещё выполняло прогулочные рейсы на нерегулярной основе, но после истечения моторесурса двигателя также было выведено из эксплуатации и с 2009 года из холодного отстоя не выводилось.
В нашей стране, говорит Виктор Коваль, производство скоростных судов на подводных крыльях в новых модификациях и проектах пытаются возобновить на нескольких судостроительных заводах страны. Но пока о масштабном производстве этих интереснейших судов, хоть как-то сопоставимом с советскими временами, говорить не приходится.