В своё время Советский Союз являлся передовой технической державой не только в космосе. Тогда с лёгкой руки советского инженера-конструктора Ростислава Алексеева в СССР стали массово строить теплоходы на подводных крыльях с крылато-космическими названиями - «Ракета», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник» и другие.
Такие суда бегали по всем рекам необъятной страны, но в первую очередь на нашей Волге. От обычных теплоходов суда отличались принципом хода по воде. При высоких скоростях их корпус приподнимался на специальных крыльеобразных подпорках, уменьшая трение о воду корпуса, помогая достигать судам довольно солидных скоростей - до 50 - 60 км в час.
«Кругосветка» на «Метеорах»
- История самых первых волгоградских скоростных судов «Ракета» начинается на рубеже 1960-х годов, когда наш город ещё носил имя «Сталинград», - рассказывает историк и эксперт речного флота Виктор Коваль. - С 1960-го по 1972 год в Волгоград пришло для работы на местных скоростных линиях семь теплоходов «Ракета». Такие суда в основном обслуживали пригородные линии - до волжских пристаней Покровка, Каршевитое, Ахтубинск, Чертковский Яр, Грачи. Одновременно с 1962-го по 1985 год в город-герой поступило 11 судов типа «Метеор» проекта 342Э. «Метеоры» отличались от «Ракет» не только внешним видом и более просторным, вместительным салоном. Они имели и более мощные двигатели, могли ходить на большие, чем «Ракета», расстояния. Наиболее дальние рейсы теплоходы «Метеор» совершали из Волгограда до Саратова и Астрахани.
- Во времена бывшего Союза мы часто ездили на «Ракетах» из центра города до пристаней ниже Заканалья, - вспоминает пожилой волгоградец Сергей Андреев. - В разгар лета суда выполняли по десятку рейсов в день. И все теплоходы шли заполненными! Когда садишься на такой теплоход, тебя охватывает непередаваемое ощущение плавного парения, полёта над водой. Равномерный, ритмичный звук двигателя в салоне настраивал на волну праздника. Мимо плавно проносились прибрежные рощи, деревушки, заводи, пляжи.
По воспоминанию речников, от речвокзала Волгограда до пристани «Красноармейск» судно доходило за 30 - 35 минут, попутно делая непродолжительную остановку в Кировском районе. Возможно ли сегодня доехать из центра Волгограда до Красноармейского района по городским дорогам за полчаса? Нет.
Конец праздника
Увы, но с распадом СССР количество работающих на местной акватории Волги скоростных судов, да и самих линий скоростного флота становилось всё меньше.
- Скоростной пассажирский флот не совсем вписывается в современные экономические рамки, - считает эксперт по речному флоту Юрий Митасов. - Теплоходы дороги в обслуживании, двигатели потребляют много топлива. Если попытаться сейчас обсчитать полную, экономически обоснованную стоимость билета, скажем, из Волгограда в Ахтубинск, только в одном направлении она превысит 1 тыс. руб. При такой цене желающих пользоваться скоростными теплоходами практически не будет…
В 2008 году последнее крылатое судно Волгограда «Восход-6» ещё выполняло прогулочные рейсы на нерегулярной основе, но после истечения моторесурса двигателя также было выведено из эксплуатации и с 2009 года из холодного отстоя не выводилось.
В нашей стране, говорит Виктор Коваль, производство скоростных судов на подводных крыльях в новых модификациях и проектах пытаются возобновить на нескольких судостроительных заводах страны. Но пока о масштабном производстве этих интереснейших судов, хоть как-то сопоставимом с советскими временами, говорить не приходится.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть