Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев 9 августа посетил Волгоград, где провел совещание по вопросам предотвращения загрязнения Волги и ее рационального использования. Для нашего города эта река - не только главная транспортная артерия, но один из главных объектов для привлечение туристов в регион. Как можно развивать речной туризм и чем еще область может стать привлекательной для гостей? Об этом, а также о других вопросах развития туризма «АиФ-Волгоград» побеседовал с председателем регионального союза туриндустрии Алексеем Растегаевым.
Не всё включено
Сергей Новицкий, «АиФ» - Нижнее Поволжье»: Чем отличается нынешний туристический сезон для жителей региона? Куда едут и летят волгоградцы?
- Если говорить о направлениях турпотока, то на первом месте по популярности у волгоградцев - автобусные туры на черноморское побережье Краснодарского края и в Крым. На втором месте - пляжные курорты ближнего зарубежья, экскурсионная Европа, Юго-Восточная Азия, Персидский залив. На третьих позициях - морские и речные круизы, далее идёт отдых в пределах Золотого и Серебряного кольца России - исторические города центра и северо-запада страны.
- Но говорят, что Крым в этом году не так популярен…
- По нашим подсчётам, интерес к турам в Крым упал примерно на 15% к уровню прошлого года. Наш турист к чему привык? К системе «Всё включено» за приемлемый бюджет.
- А Крым этого предложить не смог. А что же Турция?
- Возвращение курортов Турции, причём триумфальное, - ещё один тренд нынешнего сезона отпусков. Турпоток в Турцию вырос с начала года на 23% и продолжает расти. Каждый третий «зарубежный» турист любой турфирмы уже побывал в этом году в Турции.
- Кстати, с 1 января 2018 года в ряде регионов вводится курортный сбор. На ваш взгляд, он нужен?
- Это негативно повлияет на турпоток. При высокой чувствительности клиентов к цене любое удорожание турпродукта нежелательно. Далее, туристу будет сложно объяснить, за что именно с него берут деньги. В нынешних обстоятельствах каждая вынужденная дополнительная трата для туриста тут же снижает потребительскую активность. Так что мой прогноз пока - пессимистичный.
Спрос на Волгу
- Как сейчас собтоят дела с внутренним туризмом в регионе?
- В 70-80-е годы прошлого века туры по Волге были сверхпопулярны. В лучшие времена к нам в город заходило примерно 14-15 туристических судов в сутки, а сейчас - четыре или пять, иногда даже меньше. Этот показатель мы взяли в разгар сезона - июль-август. Годовой поток «речных туристов» в советские времена оценивался в 1,5 млн человек. Сейчас нам до этого показателя расти и расти. Хотя сегодня это направление медленно, но уверенно восстанавливается. Хороший темп роста отмечают все круизные компании страны. Можно говорить об увеличении круизного турпотока примерно на 9% к уровню прошлого года.
- Многие туристы считают, что круиз - это очень дорого.
- Думаю, всё это предубеждение. В стоимость круиза включено проживание в каюте, развлекательная и экскурсионная программы, питание в ресторане теплохода и обслуживание на борту. В среднем цена суточного пребывания на круизных волжских теплоходах составляет около 3-4 тысяч рублей. Сравните этот показатель с ценами в отелях, пансионатах России или ближнего зарубежья в высокий сезон.
Сувенир с горчицей
- Согласитесь, плане масштабов и размаха экскурсионного туризма до Москвы и северной столицы нам, мягко говоря, еще далеко. Это вообще перспективное направление в нашем регионе?
- Охотно соглашусь. Наша главная природная достопримечательность - Волга с её прекрасными берегами, островами и пляжами пока, к сожалению, слабо работает на привлечение туристов. В этом году мы пытаемся запустить «комплексный тур» в Красноармейском районе, при котором по единому экскурсионному билету можно будет и покататься на теплоходе, и посетить музей в Старой Сарепте и Красноармейский дендрарий. Такой «гибридный» турпродукт - совместный плод разработок регионального центра по туризму и одной из частных туркомпаний.
Есть перспектива и у необычных экскурсий по воде - скажем, 7-часовая прогулка по Волге в центральной и северной акватории города - с заходом в шлюзы Волжской ГЭС и шлюзованием, выходом на Волгоградское «море». А на юге города наши специалисты разработали водные прогулки с заходом в шлюзы Волго-Донского канала.
- Водный транспорт и дальше будет превалировать в организованном туризме в Волгорадской области?
- Думаю, нужно использовать все имеющиеся транспортные артерии. Мы сейчас ведём переговоры с руководством международного аэропорта «Волгоград» по поводу программы совместных действий в случае расширения потока через аэропорт. С компанией «РЖД» наша региональная ассоциация сейчас договаривается о возможном появлении специальных экскурсионных поездов «дневной экскурсии» для школьников из Саратова, Астрахани, Ростова-на-Дону. Железнодорожникам предлагаем таким образом составить расписание поездов из этих городов, чтобы организованные группы школьников посмотрели наш город, посетили максимально возможное количество интересных мест - музеи, Волгу - в течение светового дня. Со школьниками, студентами работать очень важно. Получив позитивные впечатления в юности, человек потом будет стремиться побывать у нас вновь и вновь.
Кстати, сумма среднего чека, который сейчас оставляет гость Волгограда в течение одних суток без учёта ночёвки в гостиницах - 2 тысячи рублей. Помножьте на те 900 тысяч туристов, что бывают в Волгограде ежегодно - уже немаленькая величина.
- Величина-то немаленькая. Но почему у нас так мало сувенирных лавок, памятной продукции с местными товарами?
- Ассоциация туриндустрии буквально забросала власти предложениями, чтобы появилось как можно больше павильонов с местной сувенирной продукцией - теми же пуховыми платками из Урюпинска, сарептской горчицей, волгоградским сбитнем и конфетами. Чиновники просят немного повременить. Размещать до чемпионата мира или во время игр дополнительные нестационарные торговые объекты сложно - из-за строгих требований ФИФА.
- Наш регион по территории больше, чем Латвия и Эстония вместе взятые. А жителям Волгограда, Волжского есть где отдохнуть, не покидая пределов области?
- У нас прекрасные природные парки и первозданные ландшафты - Хопёр, Дон, Медведица, Иловля, Волго-Ахтубинская пойма, есть интересные исторические города и храмовые комплексы. Но особенно интересна, на мой взгляд даже в общероссийском масштабе, перспектива такого города, как Камышин. Недавний фестиваль памяти Алексея Маресьева наглядно продемонстрировал - камышане наработали свой собственный турпродукт, смело могут себя позиционировать экскурсионным городом в масштабах страны.
Но нужно восстанавливать причалы для приёма круизных судов в Камышине, Дубовке, обустраивать «зелёные стоянки» по региональной акватории Волги. Это совместная точка приложения усилий властей и малого бизнеса. В Астраханской области три «зелёные стоянки», работающие с туристами с апреля по октябрь, в Саратовской области - четыре. В нашем регионе - пока ни одной.
- Но пока наши соседи в плане внутреннего туризма активнее нас. В Астрахани - общероссийский фестиваль «Вобла», лотосные и рыбацкие туры, у саратовцев развивается горнолыжный комплекс в Хвалынске, в Самаре базы отдыха, пансионаты в Жигулях загружены круглогодично. Мы всё ещё в поиске своей туристической изюминки?
- Тот же Камышинский арбузный фестиваль при определённой доработке может стать общероссийским туристическим событием, фактически уже становится. У нас в Волгограде смысловой датой привлечения гостей со всей страны, безусловно, является 9 Мая. Конечно, хотелось бы, чтобы наше долгое благодатное волгоградское лето породило новый интересный событийный туризм - давно уже думаем над его деталями, общей концепцией. Почему бы, к примеру, не устроить всероссийский «Фестиваль Волги» на волжской песчаной косе напротив центрального речвокзала - с культурной программой, водными развлечениями и конкурсами. Всё в наших руках.