В конце марта на территории ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» состоялась церемония начала строительства памятной стелы на месте первой промышленной установки завода. В ней принял участие президент компании Вагит Алекперов.
«Это была радость и гордость»
Бывшей работнице Волгоградского нефтеперерабатывающего завода Валентине Никулиной есть чем гордиться. В уже далёком 1957 году она стала участницей запуска установки АВТ-4. Первая промышленная установка завода значила очень многое и для предприятия, и для Сталинграда, и для всей области. С её пуском промышленность, сельское хозяйство и рядовые потребители региона получили первый бензин, который был произведён на родной земле. Свой, сталинградский. «Я хорошо помню тот день, - рассказывает Валентина Никулина. - Это была неописуемая радость и большая гордость».
«Люди монтировали установку и проводили трубопроводы в тяжёлых условиях - на холоде, в грязи, при сильном ветре, - вспоминает Валентина Житлова, бывшая сотрудница завода, участница запуска установки АВТ-4 в 1957 году. - Труд в основном был ручной. Но мы были молодые, мне, к примеру, исполнилось всего 24 года. У нас было много азарта, ничего не боялись и не унывали. Завод потихоньку строился. Кстати, на предприятии я работала с мужем, потом сюда пришли и наши сыновья».
Как всё начиналось
Для Сталинградской области конец 50-х годов был знаменательным. Город продолжал залечивать военные раны. Росли новые дома и объекты. Пожалуй, главным из них был промышленный гигант, раскинувшийся в степях Красноармейского района.
Первая нефть с жирновского промысла поступила на предприятие в декабре 1957 года. Вскоре сырьё было подано на установку АВТ-4, руководителем которой была Татьяна Тер-Нерсессова - профессионал высочайшего уровня, воспитавшая впоследствии лучших специалистов волгоградской нефтепереработки. Её приказ зажечь форсунки и постепенно поднимать температуру поступил бригаде Анатолия Сизова. В то время он был молодым специалистом, который только пришёл работать на завод.
Его бригада запустила АВТ-4 на циркуляцию и передала по вахте старшему оператору Петру Атаманенко, бывшему фронтовику. Именно тот в 1957 году вывел установку «на режим». Утром 21 декабря в ёмкостях АВТ-4 появился первый бензин. Атаманенко собственноручно написал на бутылках «Первый сталинградский бензин» и вручил их начальнику цеха и заместителю главного инженера. Через несколько часов состоялся митинг, на котором собрались нефтяники, строители, монтажники, руководители предприятия. Приехал и выступил первый секретарь Сталинградского обкома партии Иван Жигалин.
С этого по-настоящему и начался трудовой путь работников завода, традиции которых продолжают их сегодняшние коллеги.
День сегодняшний
Сегодня АВТ-4 уже выведена из эксплуатации. На смену ей пришло самое современное оборудование. Да и само предприятие под руководством генерального директора Владимира Зязина шагнуло далеко вперёд. Новая жизнь началась в 90-х годах прошлого века, когда завод вошёл в состав группы «ЛУКОЙЛ». Но память о первопроходцах на предприятии бережно хранят. Из неё, памяти этой, и родилась идея поставить на месте легендарной АВТ-4 мемориальную стелу.
«Приятно, что с 1957 года и до сих пор завод строится и развивается. Совершенствуется технология, улучшаются производственные показатели. Наша сегодняшняя работа - дань уважения тем ветеранам. Сейчас, как и тогда, на заводе работают молодые энергичные люди, которые любят его и связывают с ним свою судьбу. Здесь трудится уже целых три поколения работников. Уверен, что в ближайшие годы мы введём в эксплуатацию новую установку, добавим новые технологические процессы и солнечные электростанции», - отметил на церемонии начала строительства стелы президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов. Вместе с ветеранами предприятия он заложил капсулу с образцами бензина и нефти в основание будущего мемориала.
Да, сегодня время новых установок и технологий, высокого качества топлива и масел. Но заводчане не забудут, с кого и с чего начиналась мощь предприятия. А на месте АВТ-4 останется стела как памятник первому сталинградскому бензину и его создателям.