В Дзержинском районе Волгограда объявились «новые тимуровцы» из отряда «Пламя». И огород старикам вскопают, и двор от снега уберут. За «спасибо» или за кулёк недорогих конфет.
Помощники без идеологий
«Новые тимуровцы» – так сами себя называют школьники – бескорыстно помогают бабушкам и дедушкам в частном секторе ТОС «Зелёный», что в Дзержинском районе. Весной приводят в порядок приусадебные участки, палисадники очищают от мусора, летом вспахивают огороды, осенью убирают с плодовых деревьев нехитрый урожай стариков, зимой чистят дворики от снега и наледи. В доме могут убрать и саму квартиру.
«Никто нас не заставляет, и политические организации, идеология здесь ни при чём, – решительно расставляет точки над «i» активист движения Игорь Ломакин. – Нам вскопать огород сообща – это так, удовольствие. Когда старики благодарят, чувствуешь себя как на седьмом небе».
Инициатором тимуровского движения, сами того не желая, стали социальные педагоги клуба технического творчества «Знай и умей» из молодёжного центра «Перекрёсток». «Всё как-то так спонтанно получилось, – размышляет педагог-организатор клуба Елена Мокренко. – Наш клубный КИД традиционно проводит концерты для ветеранов, пожилых людей, «детей военного Сталинграда». А потом к нам наш ТОС «Зелёный» обратился: «Концерты, открытки – дело нужное, а вы ещё помогите бабе Вале огород прибрать». Ну, помогли. Потом в нашу «базу данных» попало уже с десяток пожилых людей из частного сектора, потом ещё больше. Сами не заметили, как нас стали звать за глаза тимуровцами, потом и в глаза».
Восьмиклассник 8 «б» класса 101-й школы Ваня Мокренко рассуждает о сути тимуровского движения со знанием дела: «Книжку «Тимур и его команда» мы читали внимательно. Только нам там не понравилось, что вся помощь старикам делалась анонимно, тайком, по ночам. А зачем доброе дело исподтишка? Мы хотим, чтобы нашу работу видели и просто говорили спасибо в глаза».
Огурцы за труд
«Было дело, – вспоминает Ваня Мокренко, – наш дедушка подшефный Виктор Михайлович, когда мы ему перекопали огород и по двору помогли, говорят, долго ходил по магазинам, всё думал, наверное, чем бы нас отблагодарить. В конце концов оставил нам на скамейке огромный кулёк конфет».
«Ой, а у нас, – вспоминает тимуровка Лиза, – одна бабушка, как сделали ей всю работу на огороде, вдруг исчезла где-то в погребе и вышла с огромным ведром огурцов. Мы прямо не знали, куда себя и деть. Зачем нам столько огурцов?!»
«А вообще нам эти подарки так себе, приятно, но можем и совсем без них», – напоминает о бескорыстии тимуровской идеи Игорь Ломакин.
Много у тимуровцев забот в эти дни, после обильных снегопадов. После школьных занятий ребята созванивались через комиссара тимуровского отряда «Пламя», студентку педагогического колледжа Юлию Морозову, и решали, кому, когда и каким именно составом очищать дворы и палисадники стариков от снега.
«Как-то раз одна бабуля, – улыбается комиссар Морозова, – уединилась с нашими девчонками из седьмого класса, и слышу, так наставляет твёрдым тоном: «Запомните, девоньки. Мужчину нужно любить одного-единственного на всю жизнь. Мужчина у каждой из вас один должен быть главный. Ну, остальные так – для баловства».
КСТАТИ
Массовое тимуровское движение возникло в бывшем СССР в начале 40-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих.