В этом году сразу в нескольких сельских районах Волгоградской области отмечены факты массового издевательства над трудовыми мигрантами из Средней Азии.
«Жену продали за барана»
Об этом со свойственным узбекам спокойствием говорит мужчина средних лет Данияр Джурбаев. На смугловатом и дочерна обветренном лице Данияра виднеются синеватые отметины и затянувшиеся шрамы. «Прикладом карабина били, чтобы не возмущался», – таким же ровным тоном поясняет мужчина. В апреле этого года Джурбаева и ещё несколько десятков его сограждан из Узбекистана привезли на поля фермерского хозяйства Хачатуряна близ хутора Желтухин Иловлинского района. С первых часов прибывшие из среднеазиатской республики гастарбайтеры включились в привычную для себя физическую работу – с утра дотемна пропалывали бахчи, сгружали созревшие полосатые ягоды на край поля, затем грузили в фуры на Воронеж, Москву, Тверь… Причитающихся денег за работу ни Данияр, ни Рахматулла Жулбеков, ни десятки его земляков так и не увидели. «А мы – несколько женщин, один мужчина полвесны и всё лето проработали в хозяйстве Гаврилова вблизи Пичуги, – устало рассказывает одетая во всё тёмное Орзигул Жанибекова. – За прополку, сбор обещали выплачивать 5200 рублей в месяц. Пахали по 12 часов в день на жаре, жили в вагончике в открытом поле. Удобств никаких. Теперь работы уже нет, холод в поле, а нам фермер отказывается выплачивать деньги. Говорит, «дождитесь ноября, тогда рассчитаюсь». А у меня на родине несколько детей, старшего не на что было в школу собрать».
На нынешней неделе президент Волгоградской областной общественной организации «Союз узбеков-соотечественников» Хохмахмад Комилов вынужден обратиться с развёрнутым информационным письмом-обращением в прокуратуру Волгоградской области, ГУВД области и Управление федеральной миграционной службы в регионе. «В Волгоградской и Астраханской областях сезонные сельхозработники, граждане Узбекистана, не первый год подвергаются массовому унижению человеческого достоинства, – утверждает в документе лидер узбекской диаспоры. – Весь сельхозсезон людей держат на полурабском положении – даже женщин заставляют работать по 12-14 часов в день, избивают, обзывают «скотами, баранами», а уж о нормальной оплате труда говорить не приходится. В эти дни мне звонят обманутые люди сразу из нескольких районов – из-под Иловли, Дубовки, Городищенского района – села Степное, Фролово, Быково… Сельхозсезон закончен, но и без того униженных людей обманывают с оплатой. Причём есть полное впечатление, что этим людям никто не собирался платить изначально, когда их ещё только нанимали на работу в апреле-мае. Я могу вам назвать лишь одного-двух фермеров из области, которые обращаются с работниками по закону».
Бесплатная рабсила
В нынешнем году, поясняет Комилов, в наш регион всеми правдами и неправдами из Узбекистана прибыло порядка 31 тысячи (!) сезонных гастарбайтеров при квоте в 6-7 тысяч. Приехали в надежде заработать хотя бы по 20-30 тысяч рублей за сезон. «Причина вся в том, – считает Комилов, – что в Узбекистане действует целая сеть чёрных маклеров по переправке незаконно завербованных людей из Узбекистана в Россию на сельхозработы. Это давно сложившаяся криминальная система, на которую российские правоохранительные органы почему-то не обращают никакого внимания». В Узбекистане людей, готовых отправиться на заработки, набирают по базарам, кишлакам, вдоль автомагистралей. Как правило, это жители сельской местности. Тут же сколоченные группы перепродают транспортным посредникам, которые в автобусах и «газелях» доставляют завербованных через две границы в фермерские хозяйства под Волгоградом, Астраханью, Ростовом. Часть из прибывших людей российские фермеры затем оформляют легально, а большая часть так и остаётся, что называется, «духами» – бесправными, нигде не зарегистрированными рабочими единицами, у которых к тому же сразу после вербовки отбирают паспорта.
Кому нужен мигрант?
«Чтобы прекратить позорную для наших стран и народов практику людского теневого трафика из Узбекистана, наша организация ещё несколько лет назад разработала пакет программных документов по юридической защите узбекских мигрантов, – рассказывает вице-президент «Союза узбеков-соотечественников» Дилбор Джуманиязова. – Свою программу мы назвали «Безопасный мигрант». Мы предложили региональным чиновникам и тогда губернатору Николаю Максюте готовый к обсуждению проект соглашения между администрацией Волгоградской области и администрацией (хокимиятом) одной из агропромышленных областей Узбекистана – Хорезмской областью. В основе соглашения – эффективное регулирование миграционных процессов. Программа профилактики криминальной миграции, а фактически теневой работорговли, оказалась никому не нужна…».
От редакции.
Предвидим, что после прочтения этого материала наши читатели разделятся на два лагеря. Первые будут гневно восклицать: «Понаехали тут! Самим работать негде!» Другие будут столь же рьяно защищать права узбеков: «Они же люди! И им надо кормить семьи!» Не подлежит сомнению факт, что миграционной, национальной и демографической политикой должно заниматься государство. Но пока это происходит больше на бумаге, где есть официальные квоты, где есть помощь мигрантам, где не существует теневого рынка бесплатной рабсилы. А тем фермерам, которые держат в чёрном теле своих работников, хочется напомнить вечный закон бумеранга: сегодня вы вместо человека видите скота, завтра этого скота увидят в вас.
Комментарий фермера Александра Гаврилова