Буквально завтра Волгоград начнет отмечать 100-летие отечественной авиации. Немалый вклад в ее развитие внес и наш город. Ведь в течение 44 лет в Волгограде успешно функционировало знаменитое Качинское училище летчиков, с основания которого, собственно говоря, и началась история российской авиации. Поэтому закономерно, что торжества пройдут именно у нас. На праздник ожидается приезд более 1700 гостей, в том числе 41 Героя Советского союза и России, 60 летчиков-испытателей, представителей генералитета ВВС РФ, ветеранов отечественной авиации. А волгоградцам представится уникальная возможность увидеть авиашоу с участием лучших российских авиаторов.
Но помимо столетия российской авиации в Волгограде вспоминают и другую, гораздо более грустную дату –12 лет с момента драматичного для многих волгоградцев расформирования старейшего высшего летного училища ВВС России — Качинского, в просторечии, «Качи».
Драматично выглядела не только юридическая смерть, но и последние годы жизни военного учебного центра. Несколько последних выпусков были, на жаргоне лётчиков, «абортными». Молодые покорители небес получали заветные корочки об окончании училища и тут же на пороге «альма-матер» подписывали заранее приготовленные рапорты на увольнение из Вооруженных сил. В тогдашнем хаосе перемен в России было не до полётов и новых кадров.
Однако история закрытого училища на этом не завершилась. Вот уже шесть лет «Кача» успешно развивается в виртуальном измерении. Во многих странах бывшего СССР и даже на других континентах, куда теперь забросила судьба волгоградских экс-лётчиков, хорошо известен электронный адрес: www.kacha.ru. На «волне» этих позывных теперь активно общаются между собой участники международного «Качинского» братства мужчин. По признанию многих бывших выпускников «Качи», существование такого сайта стало серьёзным подспорьем в «послевоенной» жизни. Сегодня среди выпускников Качи есть множество предпринимателей, гражданских лётчиков, сотрудников силовых структур, специалистов самых разных сфер. Для «полного комплекта» имеется и один губернатор — Михаил Машковцев, руководивший Камчатской областью с 2000 по 2007 год. Не хватает разве только президентов государств, но и это, по всей видимости, поправимо.
Все «нити» виртуальной Качи держит в своих руках основатель сайта, директор общественного фонда «Союз качинцев» Николай Коробов. Коробов зарегистрировал свою «электронную Качу» летом 2001 года. Началось с того, что Коробов, сам выпускник училища 1992 года, решил собрать на 10-летие в Волгограде свой выпуск. Будучи не только лётчиком, но и профессиональным «компьютерщиком», Николай основательно подошёл к поставленной цели, сам того вначале не ведая, разработал полноценный сайт. Сегодня сайт содержит солидный исторический раздел, библиографию, сведения о выпусках Качи за последние тридцать лет, обширный форум и переписку. Уже в начале десятилетия сайт практически сразу же стал заметным для местного интернет-сообщества. Сплотившиеся вокруг сайта активисты зарегистрировали общественный фонд «Союз качинцев». Теперь активисты этой организации действуют не только в городе-герое, но и в Москве.
«Главная психологическая черта качинца — здоровый авантюризм, индивидуализм, — полагает Коробов. — Такие качества, с одной стороны, помогают бывшим лётчикам адаптироваться к мирной жизни, с другой, в чём-то даже и мешают. Каждый из нас воспитан в Каче как самостоятельный лидер, берущий на себя всю ответственность за свои действия. Таким, как мы, трудно подчиниться чужой воле, посторонним идеям. И в своём «виртуале» мы нередко ожесточённо спорим о содержании сайта, о совместных будущих проектах».
Сегодня помыслы большинства качинцев адресованы не столько сентиментальному прошлому, сколько вполне конкретному будущему. В ближайшие несколько лет, пояснил Коробов, усилия фонда «Союз качинцев» будут сосредоточены на создании в Волгограде современного авиаклуба и лётной школы для молодёжи. Качинцы пока не раскрывают деталей своей масштабной задумки. Однако обещают, что это будет нечто принципиально новое, не похожее на традиционные «постсоветские» аэроклубы. С дышащей на ладан авиатехникой и соответствующими методами обучения.
«Лично я воспринимаю ликвидацию Качинского лётного училища без истерического надрыва, — считает Коробов. — Как говорят в армии: «Надо, значит надо». Хотя последствия решений по сокращению училищ, считаю, глубоко негативными: уже через 3–4 года в российских ВВС наметится дефицит лётчиков. Ресурса существующего в Краснодаре единственного на всю страну (!) лётного училища уже не хватает. Ну а нас, качинцев, всегда выручит известный лётный девиз: «Погибаю, но не сдаюсь!» Хотя погибать, считаю, рановато, жизнь продолжается»…