В музее-заповеднике «Старая Сарепта» запустили яркий информационный проект «Традиции декабря» – о праздничных обычаях народов Нижнего Поволжья. вот интересные моменты.
С розгами и угощением
В некоторых лютеранских семьях, которые переселились в нижневолжскую Сарепту из других колоний, было принято праздновать вечер святого Томаса 21 декабря – в самый короткий день в году. Святой изображался злым духом зимней ночи, им пугали маленьких детей. В одной руке у него были розги, в другой – кочерга или палка, на плече – мешок с подарками.
Приходя в дом, ряженая компания растягивала цепь и разбрасывала по полу конфеты и сладости. Детей заставляли прыгать через цепь и подбирать подарки. Томас ударял их по рукам розгами, приговаривая: «Слушайся маму, слушайся папу!». Куча мала вскоре превращалась в весёлую забаву.
Дед мороз по-татарски
У татарского народа есть свой Дед Мороз, которого называют Кыш-Бабай. Это божество зимы, которому подвластны морозы и снегопады. Праздник встречали несколько дней, вплоть до 1 января – дня Нардуган, а татарский традиционный Новый год (Навруз) – отмечали в конце марта, в день весеннего равноденствия.
Застолье было богатым. В новогодние дни угощались азу по-татарски, супом-лапшой токмач, чак-чаком, знаменитым пирогом с мясом – балишем. В гости брали блюдо чак-чак – изделий из теста в мёде.
Калмыцкая «ладья жизни»
В 2020 г. Зул – калмыцкий Новый год – представители степного народа праздновали 10 декабря. Накануне в доме устраивали генеральную уборку, что бы с грязью ушло всё плохое.
Ранним утром в день праздника хозяйка дома варит ароматный калмыцкий чай с молоком, солью и маслом и подает барцоки – жареные лепёшки. В отдельной чаше перед алтарём ставят отварное мясо барана.
Традиционно в этот день представители степного народа прибавят к своему возрасту ещё один год. Хозяйка дома зажигает «ладью жизни». Она готовится из крутого теста (вода, соль, мука) в форме лодки или ладьи.
В лодочку вставляют фитили – пучки из стеблей ковыля по числу членов семьи. После праздничной молитвы все получают к прожитым годам ещё один.
Казачьи посиделки
Были предновогодние традиции и у казачества, например, в день Андрея Первозванного, или Андрея Зимнего – 13 декабря.В этот день девушки обращались к святому с просьбой о счастливом замужестве. Было принято печь калиту – коржик из белого теста, олицетворяющий солнце. Девушки верили, что калита символизирует счастливый брак. В тесто добавляли мёд и сушёные ягоды. Вечером девушки приглашали на ужин парней, угощали их пирожками, голубцами и варениками, пели песни. Парни же пытались откусить кусочек от подвешенной к потолку калиты и, таким образом, пройти обряд посвящения во взрослую жизнь. После их ухода девушки гадали.
Подробнее о проекте «Традиции декабря» – на сайте sareptamuseum.ru, а также на официальных страницах музея в соцсетях.
Рецепт от «Старой Сарепты»
Старинный рецепт штоллена – немецкой рождественской выпечки.
Понадобится: 150 г изюма, 75 г порезанной цитрусовой цедры, 150 г измельчённых орехов, 1 ст. л. рома, 100 мл молока, 50 г сахара, 7 г сухих дрожжей, 450 г просеянной муки, 5 яичных желтков, 2 капли ванильной эссенции, тёртая цедра 1 лимона, 1/2 ст. л. соли. Для украшения сверху: 100 г растопленного сливочного масла, 100 г сахарной пудры.
Приготовление:
1. Изюм, цедру, орехи полить ромом, накрыть плёнкой и замочить на один час.
2. Перемешать молоко, сахар, дрожжи и 5 ст. л. муки в миске, оставить в тёплом месте на 20 мин.
3. Добавить оставшуюся муку, масло и желтки в тесто, замесить. Соединить с фруктовой смесью, ванилью, лимонной цедрой, солью. Пусть постоит два часа в тёплом месте.
4. Тесто раскатать в виде овала, скалкой сделать углубление посередине. Загнуть тесто с одной стороны, чтобы оно чуть заходило за середину. Дать постоять на противне 30 мин., потом выпекать при 170 град. час. Готовый штоллен смазать сливочным маслом и посыпать сахарной пудрой.