В 2024 году волгоградским экспортно ориентированным компаниям удалось нарастить объёмы поставок за рубеж и одновременно найти новые внешние рынки сбыта продукции. И всё это – в условиях жёсткого экономического давления на нашу страну. Каким образом удаётся расширять своё присутствие за рубежом в непростых экономических реалиях?
Миссии с видом на будущее
На текущий момент экспортные поставки из Волгоградской области представлены широким ассортиментом разнообразной продукции, которая относится к металлургической, химической, машиностроительной и другим отраслям. Широко востребованы на внешнем рынке и продукты питания, произведённые в Волгоградской области.
Один из ключевых факторов успеха волгоградских предприятий за рубежом – это системная поддержка, которая осуществляется региональными властями. В области действует специализированный Центр поддержки экспорта (ЦПЭ), где уже накоплен немалый опыт содействия в продвижении продукции местных производителей за рубежом.
Участие в бизнес-миссиях и выставочных промышленных форумах позволяет предпринимателям устанавливать прямые контакты с мировыми и российскими производителями продукции, предоставляет возможность привлекать новых клиентов и развивать взаимовыгодные отношения на перспективу.
Так, уходящий год оказался весьма продуктивным для ООО «Волгакорм» (ГК «МегаМикс»). Эта компания – крупнейший производитель премиксов и белково-витаминно-минеральных добавок для всех видов сельскохозяйственных животных и птицы.
«В нынешнем году мы побывали с успешными, результативными бизнес-миссиями в Белоруссии, Монголии, договорились о регулярных поставках нашей продукции в эти страны, – рассказывает руководитель службы экспортных направлений компании «Волгакорм» (ГК «МегаМикс») Никита Мамонов. – Также на днях мы представляли свою продукцию на 19-й Международной выставке пищевой промышленности UzProdExpo-2024 в Узбекистане. Этот форум является важным для сотрудничества не только с узбекскими партнёрами, но и помогает выйти на рынок всего среднеазиатского региона. В расширении нашей экспортной деятельности нам очень помогает региональный экспортный центр. Его специалисты помогли подобрать оптимальных партнёров-контрагентов, организовали удобные для сторон условия переговоров и сделок. А ещё у нас есть возможность компенсировать часть затрат на логистику поставок опытных и выставочных партий. На высоком уровне осуществляется юридическое, методическое сопровождение поездок на выставочные форумы. Мы убедились, что этот механизм поддержки хорошо продуман и реально работает».
Не менее удачно нынешний год сложился для волгоградской компании ООО «Ласточка», специализирующейся на выпуске кондитерской продукции и конфет.
«В числе наших многолетних клиентов – известные российские торговые сети, но в условиях нестабильности внутреннего рынка нам крайне важно находить новые возможности для экспорта, – говорит руководитель отдела внешнеэкономической деятельности ООО «Ласточка» Ирина Болдова. – В текущем году успешно были проведены бизнес-миссии в Киргизстане и Казахстане. В случае с Казахстаном мы уже договорились о поставках нашей продукции в крупнейшую продуктовую сеть этой страны. Специалисты Центра поддержки экспорта не только помогли нам с поиском нужных партнёров, но и обеспечили максимально комфортные, продуктивные условия для переговоров».
Волгоградская компания «Броня», которая специализируется на сверхтонких высокотехнологичных изоляционных материалах, уже хорошо известна за рубежом. Около года назад она получила официальный сертификат «Сделано в России». Он помогает волгоградскому предприятию продвигать продукцию на новых рынках: в странах Персидского залива, Южной Америки, Азии, Восточной и Западной Африки.
«Наша компания активно пользуется механизмами поддержки экспортёров, так это развивает деятельность, узнаваемость бренда и региона в целом, – отметил гендиректор ООО НПО «Броня» Александр Бояринцев. – Для нас это важно, потому что мы экспортно ориентированное предприятие. Наша продукция представлена более чем в 50 странах мира и почти во всех регионах Российской Федерации».
«Броня» активно участвует в международных выставках: так, в 2022–2023 гг. компания приняла участие в более чем 40 выставочных мероприятиях, в том числе и за рубежом. Также несколько лет подряд продукция предприятие становилось победителем конкурса «Экспортёр года».
Чем помогут экспортёрам?
По словам директора ЦПЭ Волгоградской области Виктории Афанасовой, при проведении бизнес-миссий программа поездок формируется исходя из конкретного участника, так как в одной делегации могут быть компании различных сфер деятельности. Для каждой из них формируют программу встреч с потенциальными покупателями, деловыми партнёрами.
В рамках подготовки подобных поездок Центр поддержки экспорта берёт на себя организацию переговоров, внутренний трансфер, лингвистическое сопровождение, подготовку презентационных материалов и коммерческих предложений. Работа осуществляется в рамках нацпроектов «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство».
В 2023 г. волгоградские компании посетили 16 международных выставок и поучаствовали в восьми бизнес-миссиях. Такие события играют важную роль в реализации регионального экспортного потенциала.
В частности, на прошедшем 21–23 ноября 2024 г. форуме «Промэнерго-Волга» в числе многих других событий состоялся приём представителей Армении и Казахстана по принципу реверсной бизнес-миссии. Интересы гостей региона касались как химической промышленности, так и АПК. В частности, представители Армении проявили интерес к бытовой химии и пищевым продуктам, в том числе к волгоградскому горчичному маслу.
Кроме того, в эти дни волгоградские компании представили регион на выставках в Узбекистане. Благодаря действующей в регионе программе поддержки экспорта каждая из компаний получила индивидуальный стенд.
Финансирование составило 700 000 руб. на каждый информационный стенд. Это существенная помощь для презентации на международной арене. За счёт ЦПЭ было оплачено размещение стендовых конструкций, аренда, регистрационный сбор.
Формируя планы на будущее
Как пояснили в ЦПЭ, если иностранный покупатель требует сертификаты для того, чтобы волгоградская продукция продавалась в его стране, компания может получить на изготовление документации софинансирование до 80% от стоимости затрат (но не более 1 млн рублей).
Это помогает снизить затраты и повысить конкурентоспособность местной продукции на международном рынке. В этом году было успешно реализовано несколько подобных проектов, что подтвердило эффективность меры поддержки.
В данный момент Центр поддержки экспорта формирует программу выездных мероприятий на 2025 год.
Предприниматели могут оставить свои предложения на сайте ЦПЭ. И, возможно, для кого-то из них 2025-й станет годом выхода на большие внешнеэкономические просторы.
Важно
На сайте Агентства инвестиционного развития ВО (https://investvolga.volgograd.ru) и Центра поддержки экспорта (ЦПЭ) (https://export34.ru) размещена информация о наиболее значимых деловых, выставочных форумах в стране и за рубежом, условиях участия в них.
Телефон Центра поддержки экспорта в Волгоградской области: 8 (8442) 32-00-03. Горячая линия: 8-800-101-34-00.
Предпринимателям региона доступны порядка ста мер господдержки – информация о каждой представлена на портале «Мой бизнес» (https://mspvolga.ru).
Единый федеральный портал поддержки участников внешнеэкономической деятельности – https://ved.gov.ru.
Цифры
- 1100 услуг оказано специалистами ЦПЭ экспортёрам.
- В 22 страны мира экспортируются в настоящее время волгоградские товары и услуги.
- 8,4 млн долл. США составил общий объём заключённых предприятиями региона экспортных контрактов. Работа была проведена с господдержкой.
(Данные ЦПЭ по итогам 9 месяцев 2024 года)
Публикация подготовлена в рамках проекта «Экономика-34: точки роста»