Как инвестору найти баланс между минимизацией рыночного риска и защитой от инфляции? Ответ на этот вопрос дает Наталья Смирнова, руководитель департамента персонального финансового планирования БКС Премьер.
Начиная с 2007 г. на российском и на мировых финансовых рынках наблюдается период либо острого кризиса, либо нестабильности и ощущения надвигающейся очередной волны кризиса. Иными словами, последние пять-шесть лет инвесторы пребывают в постоянном напряжении, и многие теперь предпочитают придерживаться максимально консервативной стратегии, даже если вкладывают средства на длительный срок. Насколько такая стратегия себя оправдывает, эффективна ли она и какие риски в себе содержит?
Основная задача инвестиционного портфеля — обеспечить максимально возможный прирост при допустимом уровне рисков. И в этом смысле важно помнить, что грамотно составленный инвестиционный портфель должен быть устойчив сразу к двум рискам:
• Рыночный риск — риск непредсказуемых изменений в экономике, включая ситуацию в конкретной компании, которые могут как негативно, так и положительно сказаться на доходности портфеля. Этот риск связан с потерей части или всего капитала клиента из-за серьезных изменений рыночной конъюнктуры. Именно такого риска начали опасаться инвесторы.
• Инфляционный риск — риск обесценения накоплений со временем из-за инфляции. Так, инвестируя в инструменты с доходностью ниже уровня инфляции, инвестор рискует постепенно уменьшать свои накопления, а не получить желаемый прирост. Чем дольше срок инвестиций, тем выше инфляционный риск, связанный с вложениями в излишне консервативные инструменты. Именно поэтому так важно обеспечить максимальную доходность портфеля с допустимым для клиента уровнем рыночного риска.
Опасаясь резких колебаний на финансовых рынках, инвесторы начинают забывать про второй риск, инфляционный, и подвергают себя большой опасности. Ведь инструменты, которые показывают низкую волатильность, как правило, уязвимы к инфляции. Пример — депозиты, облигации, доля которых в портфеле возрастает в периоды нестабильности (в то время как доля акций начинает сокращаться). В этом смысле инвесторы, которые сейчас большую долю своего капитала держат именно в этих инструментах, сильно недооценивают влияние инфляционного риска.
Безусловно, ЕЦБ, ФРС США и банк Англии, удерживающие ставки на рекордно низких уровнях, дают повод продолжать инвестировать в облигации. Недостаточно быстрое восстановление экономики США, замедление роста в Китае, долговой кризис в еврозоне — все это негативно сказывается на спросе на акции, их доля в портфелях многих инвесторов начинает сокращаться в пользу более спокойных и консервативных облигаций. В частности, биржевые фонды Vanguard на долгосрочные корпоративные и гособлигации США (BLV, VGLT, VCLT) за прошедший год показали доход на уровне 20-30% годовых.
Но есть риск, что на рынке облигаций может возникнуть пузырь, и при малейшем повышении ставок инвесторы, держащие значительную часть активов в этих инструментах, понесут существенные убытки. Как известно, облигации, особенно долгосрочные и отчасти среднесрочные весьма чувствительны к повышению ставок. Сейчас же ставки на своих минимумах, и вряд ли будут снижаться. В то же время центральные банки развитых стран использовали практически все возможные меры для стимулирования экономики и спасения неблагополучных периферийных стран еврозоны, поэтому вполне вероятно, что эффект от этих мер проявится в ближайшее время, а значит, возникнет риск инфляции и роста ставок. Если же банки пойдут на очередное вливание средств в экономики развитых стран для стимулирования роста, также весьма вероятно, что одним из результатов такой политики может стать инфляция и, как следствие, рост ставок.
Рост ставок, в свою очередь, может обрушить доходность по облигациям и принести убытки инвесторам, которые сейчас считают их наиболее подходящим и консервативным инструментом, способным генерировать высокую доходность. Поэтому важно вспомнить не только о рыночном, но и об инфляционном риске, а также о необходимости диверсификации портфеля по разным классам активов. В частности, вспомнить по активы, которые могут защитить от инфляции и возможного повышения ставок: например, акции и, в какой-то мере, драгметаллы, особенно популярные в кризис, равно как и в периоды роста цен.
Конечно, в зависимости от целей инвестирования, доля подобных антиинфляционных продуктов в портфеле будет разной. В рамках персонального финансового плана важно подобрать такой портфель, который имел бы допустимый и комфортный уровень рыночного риска, то есть не грозил бы инвестору резким колебанием стоимости портфеля и имел максимально возможную для заданного уровня рыночного риска доходность, чтобы одновременно избежать риска постепенного обесценивания портфеля из-за инфляции.
Допустимый уровень рыночного риска определяется за счет теста на склонность к риску инвестора (риск-профиль). Соответственно, если у человека низкая склонность к риску, ему подойдут преимущественно инструменты с низким рыночным риском: депозиты, фонды облигаций и др. Если средняя склонность к риску — допустимы также и фонды смешанных инвестиций и др. При высокой склонности к риску подходят, ко всему перечисленному, еще и фонды акций и др. Таким образом происходит отсев слишком рискованных инструментов для человека.
Далее необходимо максимизировать доходность портфеля, подобрав наиболее доходные инвестиционные инструменты из допустимых по уровню рыночного риска. Для этих целей нужно опираться на срок инвестиций, который зависит от финансовых целей. Например, инвестирование может осуществляться на разные цели:
• покупка автомобиля через год;
• покупка квартиры через 3 года;
• выход на пенсию через 15 лет и т.д.
Срок каждой цели будет разным: в одном случае человек единоразово израсходует весь капитал на автомобиль или квартиру, а в другом — будет пользоваться им с момента выхода на пенсию и до смерти и передачи фонда наследникам. В первом случае цель финансируется мгновенно, срок инвестирования — это именно время до начала этой цели, так как начало и окончание ее реализации совпадают. Во втором случае с пенсией срок инвестиций — это период до окончания реализации этой цели, а не до начала. Если инвестор будет руководствоваться только сроком начала финансирования цели, он может недооценить инфляционный риск, использовать слишком консервативные инвестиционные инструменты и, вместо того чтобы держать накопления в фондах акций, переведет все на депозит и может постепенно терять свой фонд накоплений из-за инфляции. Именно поэтому срок инвестиций для каждой финансовой цели нужно определять не по началу ее финансирования, а с учетом ее окончания.
Соответственно, вне зависимости от склонности к риску, для срока инвестиций до трех лет инвестору подойдут депозиты, фонды облигаций и др., для срока от трех до семи лет — депозиты, фонды облигаций и фонды смешанных инвестиций и т. п., а для срока свыше семи — восьми лет — депозиты, фонды облигаций, смешанных инвестиций и акций и т. п.
Далее происходит финальный отбор инвестиционных инструментов по критериям:
1. Минимизация рыночного риска за счет выбора комфортных по риску и допустимых по срокам инвестиций инструментов. Сначала определяются допустимые по склонности инвестора к риску инструменты, а потом из них отбираются те, что подходят под заданный срок инвестиций. Например, для инвестора с высокой склонностью к риску на срок до года большую часть портфеля будут составлять депозиты, структурные продукты со 100%-ной защитой капитала, облигации с высоким рейтингом надежности или фонды/ДУ соответствующей стратегии, а никак не акции.
2. Минимизация инфляционного риска для выбора наиболее доходных инструментов из тех, что определились на первом шагу. Например, для инвестора со средней склонностью к риску и инвестирующему на пять лет основную часть портфеля могут составлять ПИФы смешанных инвестиций как наиболее доходные инструменты их тех, что подходят ему по уровню рыночного риска.
Однако чаще всего у инвестора не одна, а много финансовых целей, и у каждой — свой срок. Поэтому для каждой цели подойдет свой инвестиционный инструмент. Например, инвестор со средней склонностью к риску желает приобрести машину через год, квартиру — через четыре года, и выйти на пенсию через 15 лет. Для накопления на автомобиль ему подойдут депозиты, для квартиры — фонды смешанных инвестиций, для пенсии — ДУ сбалансированной стратегии. Именно так можно подстраховаться и от рыночного, и от инфляционного рисков.
Мнения экспертов банков и инвесткомпаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.