То, что случилось 11 февраля в исправительной колонии № 26 в Красноармейском районе Волгограда, некоторые СМИ назвали бунтом. Будто бы люди пошли на абордаж, не выдержав издевательств при обыске.
Масла в огонь подлила читательница «АиФ–Волгоград» – родственница осуждённого. Рассказала жуткие вещи. Будто осуждённых так избили, что в колонию вызвали пятнадцать машин «скорой помощи». «Мы два дня стояли у стен колонии – никого не пускали. Нас обвинили в том, что мы передали в колонию запрещённые предметы». А изъятых запрещённых вещей было столько, что их вывозили на двух «КамАЗах».
В пресс-службе УФСИН России по Волгоградской области сообщили, что ничего экстраординарного в ИК-26 не было. Шёл плановый обыск. Злостные нарушители режима, которые отбывают наказание в строгих условиях, оказали сопротивление. Это привело к применению спецсредств и водворению в штрафной изолятор. Прокуратура ничего противозаконного в действиях администрации не нашла.
Тем не менее по факту протестных настроений в колонии пришлось создавать специальную комиссию. В неё вошли председатель общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Денис Землянский и помощник представителя Президента Чеченской Республики в Волгоградской области Муса Бергаев – поскольку одной из причин случившегося назвали ущемление на религиозной почве.
Денис Землянский подтвердил, что слухи о бунте в колонии преувеличены. «Действительно, при обыске некоторые заключённые вели себя агрессивно и не подпускали к себе. Размахивали руками, нецензурно ругались. К ним применили физическую силу, резиновые палки и наручники. Главные действия разворачивались в блоке, где содержат 30 человек в особых условиях. Они осуждены по самым серьёзным статьям, отличаются буйным нравом и отказываются выполнять требования режима, – говорит председатель комиссии. – Мы беседовали с ними. Один сейчас в штрафном изоляторе. На плече и ноге следы побоев, но в медпомощи он не нуждается. Другого осуждённого 12 февраля доставили в больницу с ранением в живот. Установлено, что он ранил себя сам, чтобы придать событиям масштаб и огласку».
Комиссия беседовала с осуждёнными, приняла их жалобы на действия охраны при обыске.
– Говорят о растоптанном Коране…
– На самом деле при обыске люди из «Барса» свалили с полки книги, среди них были Коран и Библия. Никто умышленно главную книгу мусульман не выделял – это сказали осуждённые.
Комиссия считает, что проявлений экстремизма в отношении мусульман и представителей других конфессий в колонии нет.