Аргументы и Факты
vlg.aif.ru
16+
Волгоград
Аргументы и Факты
vlg.aif.ru
16+
Волгоград
Примерное время чтения: 8 минут
1312

Азы мозговедения. Профессор Долецкий рассказал о вещих снах и уровне IQ

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 34. АиФ-Нижнее Поволжье №34 20/08/2025
Оказывается, высокий уровень IQ совсем не означает достижения успеха в жизни.
Оказывается, высокий уровень IQ совсем не означает достижения успеха в жизни. / DC Studio / freepik.com

Нет в теле человека более сложного органа, чем головной мозг — невзирая на все достижения науки, он по сей день изучен лишь на 20 %.

О многочисленных тайнах, связанных с мозгом, и их научном объяснении, рассказал доктор медицинских наук Алексей Долецкий.

 

Экстрасенсорика — миф или реальность?

— Алексей Николаевич, одной из волнующих загадок на сегодняшний день является феномен экстрасенсорики, или сверхчувствительности. Как относится к подобному явлению современная российская и мировая наука?

— Исследованиями в этой сфере занималась, в частности, выдающийся советский и российский нейрофизиолог Наталья Бехтерева. Она в своей работе изучала различные феномены. К примеру, по ориентировке человека в пространстве при снижении у него зрения или при полной утрате его. Так вот, в результате этих работ Наталья Петровна не пришла к выводам о существовании экстрасенсорики.

Более того, когда в её экспериментах исследовали феномен зрения без глаз у людей с нормальным зрением, замена тканевой повязки на глазах у испытуемых на более плотную, не тканевую повязку, полностью не пропускающую свет, приводила к тому, что экстрасенсорные способности у людей, которые говорили, что они якобы обладают ими, как-то внезапно пропадали.

Известный американский иллюзионист Джеймс Рэнди создал в своё время специальный денежный фонд в размере миллиона долларов, пообещав эти деньги тому, кто экспериментально докажет свои сверхъестественные способности. Он приглашал в свой фонд людей, якобы обладающих такими способностями, чтобы изучить их с использованием научного подхода. Рэнди и в Россию приезжал для этого.

Так вот, за двадцать лет ни один испытуемый не подтвердил наличия у него этих способностей. И миллион долларов так и остался невостребованным.

— А как насчёт вещих снов? Редко кто из нас не видел во сне события, которые потом оборачивались явью...

— Вещие сны, с научной точки зрения, — это, в сущности, демонстрация ложной, ошибочной памяти. Зафиксированных учёными подтверждений вещих снов в науке не известно.

Вообще сон — это побочный эффект явления, именуемого консолидацией памяти. В фазе быстрого сна мозг пытается выбрать из кратковременной памяти, из того, что произошло в недавнем прошлом, ту информацию, которую надо запомнить и перевести, переложить её в долгосрочную память.

— А как объяснить тот факт, что Дмитрий Менделеев свою знаменитую таблицу впервые увидел во сне? И это не единственный пример...

— Менделеев думал в исследуемом направлении всё время, искал какие-либо варианты. Он был уже на подходе к этой идее. Мозг его продолжал работать в этом направлении даже во сне. В момент, когда к нему пришла верная идея, Дмитрий Иванович проснулся и запомнил этот свой вариант таблицы, как увиденный во сне.

На основе опыта монахов

— Давайте поговорим о воздействии молитв, а также заговоров на мозг. Один волгоградский учёный говорил мне, что его бабушка умела заговорами снимать боль настолько, что человеку можно было зубы вырывать, и он при этом ничего не чувствовал. Как это объяснить?

— Наш московский коллега, психофизиолог Александр Каплан специально ездил в Тибет, там он исследовал состояния буддийских монахов. Так вот, учёный считает, что в тот период времени, когда мозг отключается от всего постороннего и концентрируется только на молитве, он перестаёт прислушиваться к окружающему. Информация, идущая извне, может при этом тормозиться.

— И боль тоже может тормозиться в мозгу?

— Естественно. Болевая чувствительность может при этом меняться. Люди, которые этим занимаются годами, те же буддийские монахи или же наши бабушки, снимающие заговорами боль, научились это делать. Однако даже у них это не работает всегда. И далеко не каждая молитва способна изменить работу мозга.

Кто на самом деле умный?

— Связан ли объём мозга и количество извилин в нём с уровнем интеллекта?

— Нет, никакой связи здесь нет. Открытие этого факта более двухсот лет назад стало одним из первых разочарований нейрофизиологии.

В подтверждение этого есть ряд примеров. Так, у великого учёного Исаака Ньютона мозг был очень маленьким. К тому же в результате родовой травмы половина мозга у него не работала. Тем не менее интеллект его был на высочайшем уровне.

— А правда ли, что чем умнее, образованнее человек, тем выше у него будет продолжительность жизни и сохранность интеллектуальных способностей?

— И да, и нет. Проводились исследования людей, которые не занимались наукой или же занимались ею с различной степенью академичности. Выяснилось при этом, что академики живут дольше всех. Казалось бы, факт налицо, но есть и другие моменты, которые не были учтены. Например, то, что академики в СССР имели лучшее обеспечение, чем остальные. Возможно, у них не было тех или иных проблем со здоровьем, или же их вовремя выявляли и лечили — за счёт этого они и жили дольше.

Так что этот вопрос остаётся открытым. Однако современные исследователи склоняются к необходимости умственных нагрузок для того, чтобы интеллектуальная сохранность мозга сохранялась дольше.

— Есть ли научные данные о том, в каком возрасте наступает расцвет интеллектуальных способностей человека?

— Хороший вопрос. Дело в том, что учёные до сих пор не пришли к единому мнению — а что вообще надо считать интеллектом? Есть его несколько видов: социальный, эмоциональный и т. д.

Чаще всего, когда говорят об интеллекте, вспоминают о тестах IQ. Способности, выявляемые с их помощью, выясняются довольно рано, уже к переходу во взрослую жизнь. Но этот интеллект не говорит о возможности мозга пользоваться в полном объёме этими навыками.

Так, например, была найдена супердевочка, у которой по тестам IQ к моменту окончания школы оказался около двухсот. Это необычайно высокий уровень! Но эта девушка никуда затем не смогла устроиться на работу, и ей пришлось заниматься самым несложным трудом.

А всё потому, что её мозг был способен, например, хорошо считать, при этом она не умела налаживать важные для человека связи, не умела встраиваться в жизнь. Ведь интеллект, прежде всего, это способность мозга к принятию правильных, взвешенных, рациональных решений.

Главный вопрос

— Как поддерживать здоровье мозга? Что для него полезно, а что вредно?

— Мозгу нужно всё то, что отвечает за здоровый образ жизни. То, что полезно для здоровья в целом, например правильное питание, хорошо и для мозга. Когнитивные, интеллектуальные нагрузки сработают лучше любых витаминных, широко рекламируемых добавок.

Делайте то, что для нашего мозга действительно сложно, непривычно. Можно использовать даже простые задачи, но с необычным подходом, например: одеться с закрытыми глазами или почистить зубы левой рукой (если вы правша), или пойти на работу другим, непривычным маршрутом. До тех пор, пока это сложно, эта нагрузка считается когнитивной. Но когда мозг к ней привыкнет, это уже не будет нагрузкой для него.

Досье
Алексей Долецкий. Окончил Волгоградскую медицинскую академию. Профессор кафедры нормальной физиологии ВолГМУ, доктор медицинских наук. Имеет более 170 публикаций, является соавтором 4 научно-методических пособий, 3 учебно-методических руководств, 2 монографий. Принимает активное участие в информационно-просветительских кампаниях для родителей и методических семинарах для специалистов по вопросам нервно-психического здоровья детей. В 2018 г. был награждён почётным знаком губернатора Волгоградской области «Забота о детстве».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах