Служители Мельпомены подготовили к открытию сезона яркие премьеры. Удивить зрителей уникальным шоу обещает и Волгоградский музыкальный театр. В последнее время руководители здесь меняются очень часто.
Последнего директора в начале этого года свергла взбунтовавшаяся труппа. В апреле директором театра был назначен Станислав Малых. О том, как ему служится, об обстановке в театре и, конечно, о новом спектакле мы попросили его рассказать нашим читателям.
Сложный организм
- Станислав Валерьевич, наступивший сезон - это ваш дебют в должности директора музыкального театра. Вас не испугала судьба часто меняющихся предшественников?
- Этот театр для меня родной, и все люди, которые ему служат, мне не чужие. Мне было 15 лет, когда начал учиться оперному пению в Волгоградском училище искусств в классе прославленной Светланы Григорьевны Нестеренко, мы не пропускали в музкомедии ни одного спектакля. Я пел, стоя на этой сцене, знаю оркестр, хор, актёров… Новая должность - это ответственность перед людьми, с которыми ты дружишь, которых хорошо знаешь. Руководство воспринимаю не как полигон для реализации своих личностных амбиций, а как возможность делать своё дело так, чтобы театр не только жил, но развивался и всем его служителям от этого было бы хорошо.
- В информации мэрии Волгограда особо подчёркивалось, что ваше назначение согласовано с труппой театра. А какая сейчас обстановка в коллективе?
- Творческая. Люди работают в спокойной, психологически комфортной обстановке. Театр - это очень сложный организм: и актёрский цех, и хор, и оркестр, и балет. И у каждой составляющей есть свои традиции; непрописные истины, специфичные профессиональные и бытовые проблемы. Всё это нужно знать, во всё вникать и, самое главное, - необходимо любить театр. Мы, служа театру, проводим вместе времени больше, чем с родными людьми. Театр становится вторым домом, а люди семьёй. И как в любой семье, всякое бывает, но нужно учиться слышать друг друга, уважать и любить. А проблемы закулисья не должны отражаться на качестве спектаклей.
- А это вообще возможно в театре, где каждый - незаурядная личность, с амбициями, самомнением?
- Актёр и должен обладать всеми этими качествами. Иначе ему не добиться профессиональных высот. Как сказал Станиславский: «Актёры это дети». Потом помолчал и добавил: «Сукины дети». И любой актёр подтвердит, что это правда. Но актёров нужно любить, и любить искренне, фальшь они сразу раскусят, а обмана не простят.
Пробный шар
- В этом году культура региона понесла большие финансовые потери. Как выживаете в условиях дефицита средств?
- Бесспорно, чем меньше финансов, тем больше проблем. Сегодня изо всех сил стараемся сами заработать средства на новые премьеры, содержание огромного проблемного хозяйства под названием «театр». Наша задача - создать такие спектакли, которые привлекут не только многочисленных поклонников, но и заинтересуют тех, кто здесь ни разу не был. Мы стремимся к тому, чтобы охватить разнообразную аудиторию - по возрасту, музыкальным вкусам. Премьера «Мюзикл-шоу» состоится 1 октября. Это наш пробный шар, когда одно представление интересно для любого зрителя. Мы решились на эксперимент, пробуем себя в жанре мюзикл, рок-опера… И то, что я вижу на репетициях - то, как актёрам нравится работать, им интересно и результат хороший, - даёт мне право утверждать, что эксперимент удался. Авторы идеи и постановщики «Мюзикл-шоу» - главный режиссёр Волгоградского музыкального театра, заслуженный артист России Александр Кутявин и дирижёр Юрий Ильинов, лауреат международных конкурсов. Это будет коктейль из отрывков самых знаменитых и знаковых зарубежных и отечественных мюзиклов, вошедших в золотой фонд мировой культуры: «Моя прекрасная леди», «Кошки» и «Призрак оперы», «Весёлые ребята» и «Волга-Волга», «Обыкновенное чудо» и «12 стульев», «31 июня» и многие другие.
- Не побоялись замахнуться на Эндрю Ллойда Уэббера и других? С одной стороны, раскрученные мюзиклы гарантируют интерес зрителей. С другой стороны - вас будут сравнивать с мировыми постановками.
- Мы используем музыку из мюзиклов, но действие, которое рождается на нашей сцене, абсолютно не связано с первоисточниками. Это оригинальная экспериментальная версия. Номера бродвейских мюзиклов, наших классических оперетт и рок-опер органично вплетены в единую сюжетную линию. У нас замечательные солисты, которые продемонстрируют своё мастерство в разной манере, в разных стилях. Я надеюсь, что даже очень предвзятый зритель насладится многожанровой палитрой.
- Ваши предшественники, вступая в должность, заявляли о новых перспективах театра. Были и весьма амбициозные заявления о том, что в дни премьер к театру будут причаливать пароходы, подлетать самолёты со зрителями со всей России-матушки. А какие планы у вас?
- Я реалист, не строю маниловских планов. Сегодня у театра задача-минимум - выжить, сохранить труппу, поддержать наших ветеранов сцены. В условиях дефицита бюджетного финансирования всё это возможно только благодаря ярким качественным постановкам. Мы не собираемся предавать забвению классическую оперетту, при этом будем экспериментировать, пробовать свои силы в других музыкальных жанрах. Есть и задача-максимум. Я очень надеюсь, что кризис скоро закончится, появятся средства и мы сможем приглашать режиссёров, дирижёров, балетмейстеров разных, со своим оригинальным творческим мышлением. Это полезно для театра. Я мечтаю, чтобы музыкальный театр стал творческой лабораторией, где каждый участник труппы имел возможность выйти за рамки своего жанра и демонстрировать мастерство в других ипостасях. Мы сейчас открываем театральную студию. И даже если наши ученики не станут актёрами, они расширят свой кругозор, полюбят театр, научатся достойно держаться на сцене…
Не наступать песне на горло
- Вы как оперный певец участвовали во всероссийских и международных конкурсах. В вашей профессиональной копилке наград есть и звание лауреата конкурса в итальянском городе Рива дель Гарда. Для исполнителей признание в Италии дорого стоит. А как вы попали на этот конкурс?
- Это был 93-й год. Я заканчивал 4-й курс Нижегородской консерватории. Послал заявку, меня пригласили, но я бы не смог поехать, если бы не помощь тогдашнего губернатора Нижегородской области Бориса Немцова, с которым мы были знакомы. Я со своими коллегами создал коллектив «Нижегородские певчие». Тогда только появилась возможность петь духовную музыку. В советское время наших студентов выгоняли из консерватории за то, что пели в церкви; мы же изучали научный коммунизм! Это было здорово, мы перепели всё, причём старались исполнять произведения аутентично той эпохе, в котором оно было написано. Даже ездили в Питер к одному профессору, который помогал нам расшифровывать первые христианские музыкальные произведения. И администрации Нижнего нравилось наше творчество, нас приглашали на многие мероприятия. К Борису Немцову мы могли обратиться за помощью, и он помогал. Помог и с поездкой на конкурс.
- Голос - это такой дар, который нужно постоянно «шлифовать». Ваша руководящая должность поставит крест на профессии оперного певца?
- Я не собираюсь уходить из профессии. В Волгограде 27 сентября пройдёт концерт памяти Исаака Шварца, где я выступаю с Волгоградским симфоническим оркестром, дирижёр - Павел Герштейн, который является художественным руководителем Костромского симфонического оркестра. В ноябре я участвую в качестве солиста в программе с симфоническим оркестром под управлением Эдуарда Серова «Кармина Бурана». И буду продолжать выступать. Пение - это постоянный тренаж. Если наступать песне на горло, каждый день этим не заниматься, можно закиснуть, растёт конфликт с самим собой.
- Вы признались, что музыкальный театр для вас родной и актёров вы хорошо знаете. Но жизнь сложная штука, и на посту директора вам наверняка придётся принимать и непопулярные решения. Дружеские отношения с труппой вам помогут?
- Надеюсь на понимание того, что время сейчас непростое. Проблем накопилось множество. Их нужно решать. И только вместе мы сможем добиться творческих результатов. Огромный потенциал труппы театра плюс административный ресурс - в таком содружестве можно создавать яркие постановки, которые оценят и полюбят зрители.