1245

Дельфийские ожидания. Волгоград встречает игры затхлой культурой

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. АиФ-Нижнее Поволжье №18 30/04/2014 Сюжет Дельфийские игры в Волгограде

3 мая Волгоград встречает Всемирные Дельфийские игры. Юные таланты со всей России и ближней Европы посетят город-герой. Два года ушло на подготовку мероприятия. Но в этой суматохе никто не заметил, как один за другим в регионе закрылись 15 детских музыкальных фестивалей, как ушли в небытие 10 школ искусств.

Как вырастить культурного человека в условиях полной затхлости культуры? Об этом мы беседуем с Юрием ИЛЬИНОВЫМ, дирижёром, руководителем единственного в России детского симфонического оркестра.

Гастроли за свой счёт

- Современные дети всё чаще хотят стать чиновниками. Как вам удалось собрать целый симфонический оркестр?

- Практически случайно! В 2011 году я работал ассистентом дирижёра Волгоградской областной филармонии. Региональные чиновники от культуры попросили нас подготовить небольшую программу к 9 Мая. И чтобы играли обязательно дети. Талантливых ребят мы отбирали по школам искусств со всей области аж два месяца. Первоначально в коллективе было 60 ребят. После первых успешных концертов мы решили продолжать репетировать дальше. Сейчас в оркестре более 70 юных музыкантов. Ребята едут даже из Палласовки. А это 5 часов пути в одну сторону. Просто без музыки им уже сложно представить свою жизнь. Встают ни свет ни заря как на работу. А многим всего 9 лет!

- На днях вы вернулись с гастролей из Великобритании. Правда, что деньги на поездку вы с детьми собирали сами?

- Наш оркестр не имеет государственного статуса. Значит, не может рассчитывать на оплачиваемые бюджетом поездки. Поэтому деньги мы собирали всем миром. Играли благотворительные концерты, искали спонсоров. Из 2,5 миллиона рублей, требуемых на организацию поездки в город Ковентри, 2 миллиона дали предприниматели - «Ротори компани» и юридическая компания Princeps. Благодаря им мы смогли выступить.

- Нынешний год объявлен Годом культуры. Может, власти и про местные таланты вспомнят?

- Раньше в регионе проходили десятки творческих конкурсов и фестивалей для детей: при школах, на уровне муниципалитетов, районного мастшаба, областного... Всё это способствовало формированию детского творчества. На суд жюри представляли такие серьёзные программы! А теперь что у нас осталось?

Дельфийские игры закончатся через три дня. А детям нужны постоянные конкурсные площадки, смотры. Приходится искать их за пределами Волгоградской области. Это уже другие сложности: организация поездки, оплата дороги, проживания… Очень дорого. Тем более для родителей детишек из глубинки. А сидя дома, уровень не повысишь.

«Нельзя выступать в драных костюмах»

- Какой зарубежный опыт было бы полезно применить на нашей почве?

ДОСЬЕ
Юрий Ильинов родился в 1982 году в Волгограде. Музыкой занимается с 5 лет. Окончил Волгоградское училище искусств по классу фортепиано и дирижёрский факультет Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова. Лауреат десятка международных конкурсов. Сейчас является доцентом кафедры специального фортепиано во ВГИИКе, главным дирижёром театра «Царицынская опера», руководителем и дирижёром Волгоградского детского симфонического оркестра, а также дирижёром Волгоградского музыкального театра.

- Мне удалось познакомиться с английской манерой воспитания детей-музыкантов. Ведь в наших музыкальных школах искусств в основном выращивают сольных музыкантов. Хотя это абсурдно, 90% из них после окончания училищ и консерваторий идут работать именно в оркестры, где их приходится переучивать играть в команде. В Англии каждая пятая школа - с музыкальным уклоном и со своим симфоническим оркестром. При ней существует концертный зал, два - четыре класса, оборудованные синтезаторами, струнными и духовыми инструментами. И даже в стандартных школах есть свой мини-духовой оркестр. Ежегодно все эти оркестры собираются в сводный национальный оркестр, который летом играет в Альберт-холле.

- Что же мешает нам открыть такие же классы в Волгограде?

- Во-первых, у нас совсем другая образовательная система. Школ с музыкальным уклоном нет, есть чисто музыкальные школы и школы искусств. Но самое главное - у нас нищенская материальная база. Если английскому школьному оркестру нужен инструмент, например, арфа, значит школа его закупает. Наборы всех инструментов рассчитаны на рост ребёнка. А какой волгоградский чиновник серьёзно отреагирует на просьбу купить гобой или кларнет? Рассмеётся и скажет: «Радуйтесь, что фортепиано рабочее!». Вот и вся система. А тем временем самые продвинутые страны осознали, что в культуре сила. Японцы, китайцы, корейцы - вся Азия обучает детей музыке в обязательном порядке. Вне зависимости, есть способности у ребёнка или нет. Они справедливо считают, что музыка разрабатывает мышление, улучшает восприимчивость к изучению иностранных языков. И опытным путём это доказывают. Сейчас их нации переживают грандиозный взлёт экономики. Наши дети хотят заниматься музыкой и творчеством. Но им нужна поддержка государства. Лишь несколько лет назад власть начала вкладываться в развитие детского спорта. Но не одним только спортом мы живём! Пора обратить внимание и на культуру!

Вернусь опять к Ковентри. Наше выступление посетил лорд-мэр. Просидел всю полуторачасовую программу. В Волгограде такое было лишь при экс-губернаторе Иване ШАБУНИНЕ. Чиновники посещали все культурные события. И денежный вопрос не стоял так остро. Власть знала: нельзя выступать на сцене в драных костюмах. Сегодня у всех учреждений культуры огромные кредиторские задолженности. Если кредиторы подадут в суд, то банкротами объявят наши немногие театры и филармонию. Чиновники добавляют проблем. В прошлом году, к примеру, сняли по 30 млн. руб. финансирования с музтеатра и «Царицынской оперы». Сокращать зарплаты артистам и музыкантам, закрывать музыкальные школы - это путь в никуда. Так область навсегда останется депрессивной.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах