Почему волгоградские музыканты уезжают из родного города? Кто из правительства заинтересовался производством медных духовых инструментов? В чем главная помеха на пути к успеху?
На эти и другие вопросы ответил Вячеслав Прокопов, заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой медных духовых инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных, посетивший Волгоград с концертом.
Диагноз, а не профессия
Анастасия Семенченко, «АиФ-Волгоград»: Вячеслав Михайлович, какие у вас впечатления от Волгограда?
Вячеслав Прокопов: Я уже второй день хожу пораженный Мамаевым курганом. Раньше видел по телевизору монумент «Родина-мать зовёт!», но когда оказался рядом с ним вживую… это очень сильно, я постоял там, и у меня все внутри перевернулось. Для меня это святая земля.
- Сложно ли юным музыкантам из провинции пробиться в столицу на большую сцену?
- Абсолютно несложно. Я сам из Оренбурга, где жил до 18 лет, а потом приехал в Москву и попал в Большой театр. Если ты умеешь играть, то тебя берут, никаких проблем не возникает. Из всех моих ребят, с которыми мы выступили у вас в Волгограде, только одна девочка из столицы, все остальные из провинции.
- А как вы сами стали трубачом?
- Мама торговала мороженым, отец был водителем. Так что я не из музыкальной семьи. Но моя мама во время войны ездила по госпиталям, играла на гитаре и всегда мечтала дать детям, а нас у неё четверо, музыкальное образование. В итоге две мои сестры играют на аккордеоне, ещё одна на скрипке и я на трубе. Все мы профессиональные музыканты. Нужно быть рождённым для трубы, чтобы играть на ней.
Сложно привить вкус к классической музыке, так как эфир заполонен дребеденью, которая к музыке не имеет отношения. Для детей она становится чем-то естественным, и когда включаешь классику, им она не нравится. К классической музыке нужно потихоньку приучать с малых лет.
Музыкант-трубач - это не профессия, а диагноз. Я без трубы жить не могу, не расстаюсь с ней уже 60 лет. У меня не было никогда ни праздников, ни выходных, ни каникул, ни отпусков. Я сплю с трубой, ем с трубой, поэтому добился высоких результатов. А те, кто любит спать, отдыхать, те ничего не достигают.
Звучание лидера
- А какими качествами должен обладать музыкант-трубач?
- Как правило, трубачи по натуре лидеры, потому что инструмент яркий, его звучание в оркестре самое высокое, любая ошибка тут же слышна всем. Если музыкант не обладает лидерскими качествами, то он никогда не станет трубачом.
- С какими проблемами приходится сталкиваиться музыкантам?
- Необходимо обратить внимание на проблему финансирования учреждений культуры. Музыканты у вас в Царицынской опере получают 7000 рублей. Это что за зарплата, как на неё можно жить? А им ещё её сейчас хотят понизить на 30%. От зарплаты зависит престиж профессии. В советское время я получал оклад министра. У него он был 500 рублей, а у меня - 440 рублей.
- А у ваших студентов какая зарплата? Что их ждёт?
- 30% из этих ребят уже работают в профессиональных оркестрах, получают зарплату по 50 - 60 тысяч рублей. В столице 27 симфонических оркестров, и музыканты нужны. Другая ситуация в регионах. В Волгограде, например, только два музыкальных театра и филармония. Разве это много?
- С производством музыкальных инструментов в России - большая проблема. С медными тоже?
- В нашей стране профессиональных труб не выпускают. Покупаем их в Европе и Америке. Сейчас правительство дало распоряжение, и Ольга Голодец нас вызывала и дала задание восстановить фабрику музыкальных инструментов.
Музыкант-трубач - это не профессия, а диагноз. Я сплю с трубой, ем с трубой, поэтому добился высоких результатов. А те, кто любит спать, отдыхать, те ничего не достигают.
- Какую музыку вы слушаете?
- Классическую и эстрадную, но не рок, рэп и прочие вещи, заполонившие эфир и приносящие большие гонорары. В советское время эстрадные артисты получали гроши, и это было правильно. Ведь у них, как правило, не было образования, они были самоучками, и среди них только единицы были талантливы.
Сложно привить вкус к классической музыке, так как эфир заполонен дребеденью, которая к музыке не имеет отношения. Для детей она становится чем-то естественным, и когда включаешь классику, им она не нравится. К классической музыке нужно с малых лет потихоньку приучать, но прежде всего любить её самому.