Примерное время чтения: 7 минут
1311

«Дирижёр - непонятная профессия». Музыкант о том, как управляют оркестром

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Нижнее Поволжье №46 16/11/2016
Харизматичный дирижёр Лаврик.
Харизматичный дирижёр Лаврик. Из личного архива

Владислав Лаврик - трубач с мировым именем, дирижёр Русского национального оркестра, и ему нет ещё и 40 лет! 

Накануне он дал концерт в Волгограде и ответил на вопросы «АиФ-НП» о том, что «видит» музыкант во время игры, зачем дирижёру эмоции, как он «заряжает» оркестр и почему трудно бывает «зажечь» зал.

Досье
Владислав Лаврик. Родился в семье музыкантов. В 1994 году поступил в Музыкальный колледж им. Альфреда Шнитке. С 1998 по 2003 годы учился в Московской консерватории. С 2008 года - старший преподаватель кафедры медных духовых инструментов Московской консерватории. Лауреат нескольких международных конкурсов, лауреат премии Президента РФ для молодых деятелей культуры за 2015 год.

Генетический выбор 

- Почему вы выбрали трубу? Мы больше привыкли к известным пианистам или скрипачам. А ещё мы привыкли, что труба - это что-то бравурное, маршевое. Может ли она быть нежной, влюблённой? 

- Я из семьи музыкантов: мама - пианистка, отец - трубач. Я разрывался между этими направлениями, но в итоге выбрал трубу. Папа отдал меня педагогу, которому доверял, и сразу же был виден результат, первые победы на конкурсах. И чем дальше, тем больше этот инструмент оседал в душе. Труба может быть не только фанфарной, но может быть и лирическим, певучим голосом. Именно это меня в ней привлекло. И моё творческое кредо: моя труба - мой голос. 

- Вот как! Но почему тогда обыватели и не знают об этом? Почему уровень музыкальной культуры в России так низок?

- Классическая инструментальная музыка - это сложный элитарный вид искусства, который не каждый может понять.

- Но ведь в школе же музыку преподают? 

- Да, в школе есть такой предмет. Но кто-то тянется к высокому, а кто-то нет. Есть более доступный музыкальный материал - это поп-музыка, да даже джазовая музыка легче ложится на слух и воспринимается проще. Классическая академическая музыка заставляет напряженно работать внутренне над осмыслением музыки: почему именно так она звучит, какие образы возникают… 

Фото: Из личного архива

Ещё и художник 

- А что происходит с человеком, когда он слышит «живую» классическую музыку во время концерта?

- Музыка затрагивает эмоции слушателя, но чтобы это произошло, человек должен быть готов к её восприятию, настроиться на неё, понимать музыкальную мысль.

А вообще музыка - это такой вид искусства, который ты не можешь увидеть, пощупать, потрогать, понюхать, ты его только слышишь и что-то воображаешь. Если ты можешь через музыку что-то почувствовать и увидеть, значит, она проникает в тебя. 

- А когда музыкант играет на сцене, он тоже что-то видит, воображает? 

- Конечно! Музыкант всегда пытается понять, о чём хотел сказать композитор, но интерпретирует это через свою призму восприятия. Так и в программе концерта, которую я представил в Волгограде, - увертюра Бетховена к пьесе Гёте «Эгмонт» очень сильно насыщена драматизмом. Здесь и трагедия героя, который погиб во имя свободы, и рассуждения о героике самого Бетховена, которые рефреном проходят через всю его творческую жизнь. Это и симфония №3, которую Бетховен сначала посвятил Наполеону, а потом снял посвящение, и героические симфонии №5 и №9. Это музыка борьбы, и, исполняя её, всегда это чувствуешь. А исполняя Гайдна, это конец XIX века, видишь венские танцы, костюмы той эпохи… 

- И вы, как музыкант, видите визуальные образы? 

- Безусловно. 

- То есть музыканты отчасти художники? 

- Обязательно, но ещё и философы. Хотя кто-то больше отдаётся философским размышлениям, а кто-то больше эмоционален. 

Зарядить оркестр 

- Некоторые считают, что быть дирижёром - это адская ответственность и труд, а другие думают, что махать палочкой - это так просто! Где истина?

- Дирижёр - это самая непонятная профессия, но если разбираться, то она очень-очень сложная и глубокая, и ей нужно посвящать себя до конца жизни.

- Я правильно понимаю, что дирижёр аккумулирует энергию, которую потом отдаёт? 

- Он аккумулирует внутри себя очень много вещей. Это и свои образы, которые вызывает музыкальный материал, и образы композиторов, и эпоху того времени, и своё состояние, а потом свою энергетику, эти мысли через оркестр он транслирует на весь зрительный зал. И чем сильнее он сможет «зарядить» музыкантов, тем больше людей в зале почувствуют и примут музыку. 

Причём важна и техническая, и эмоциональная составляющая этого процесса. Если оркестр будет играть очень выверенно, чётко, но без эмоций… то это будет скучно и неинтересно слушать. 

- А как же вы дисциплинируете, настраиваете музыкантов?

- На репетициях я рассказываю, что бы мне хотелось услышать в  образном и смысловом наполнении, даю людям некий посыл, они тоже должны понять, прочувствовать материал. Конечно же, проговариваем жесты и мимику - это то, через что дирижёр может передать свою задачу. Причём у каждого дирижёра они свои, каждый воздействует по-своему: кто-то экспрессивно, кто-то лишь чуть наклоняя голову. А вообще дирижёр - это совокупность многих черт.

- Например?

- Во-первых, сразу дирижёрами не становятся. Сначала нужно стать большим серьёзным музыкантом-инструменталистом. Во-вторых, нужно знать материал. В-третьих, быть образованным. В-четвёртых, он должен быть харизматичным лидером. 

- Вы трижды были в Волгограде. Раз уж мы так много говорили об образах, то скажите, какой музыкальный образ вызывает наш город у вас? 

- Волга, просторы, холмы навеивают очень русскую музыку. Но зная героическую историю города во Второй мировой вой­не, добавляются трагические ноты. Пожалуй, это третья симфония Рахманинова. Он писал её в иммиграции после революции, очень тяжело переживая разлуку с Родиной. И именно в ней необычайная русская мелодичность, которая очень подходит волжским берегам.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах