102

Рождение Первого театра в Волгограде прошло при аншлаге

Премьера спектакля Первого драматического театра «Тойбеле и ее демон» прошел в Центральном концертном зале при полном аншлаге. Поклонники Алексея Серова пришли, чтобы доказать верность своему любимому режиссеру, еврейская община Волгограда – испытать лишний повод для гордости за свой народ, политики и общественные деятели – из политических соображений.

Демон революции

Спустя две недели после увольнения из Молодежного театра Алексей Серов заявил «АиФ – Волгограду», что создает новый театр – Первый драматический. И тем временем, когда в суд Центрального района ушло дело о превышении должностных полномочий бывшего худрука Молодежки и незаконном его премировании себя на 620 тысяч рублей, на сцене проходили генеральные репетиции нового спектакля нового театра.

Вполне понятно, почему зрители, пришедшие на премьеру, ждали от режиссера этакого Манифеста, отмщения и яркого ответа всем клеветникам и завистникам. Но пафоса не было. Как не было проникновенных речей и слез, оплакивающих прежнее детище Алексея Серова. Была хорошая режиссерская работа. Сначала зрителей несколько смутил выбор пьесы для «и аз есмь воздам» - рассказ о муках, счастье и страданиях молодой женщины из глухого еврейского местечка. Однако финальный выход артистов на сцену отбросил все сомнения. Оказывается, чтобы доказать чиновникам «от культуры» свою востребованность, не обязательно быть скандалистом, голосить и рвать волосы на революционных митингах. Можно поставить хорошую пьесу. И пригласить на нее зрителей. Если они пришли – значит, театр и Серов нам нужен. Аншлаг стал убедительным доказательством этой истины.

Сюжет пьесы прост и одновременно сложен. Есть женщина и ее подруга. Тойбеле и Генендель. Обе одиноки. Рядом с ними - два мужчины. Тоже одиноких. При этом один из них, Алханон, беден и чуточку блаженен. Он влюблен в Тойбеле. Понятно, что она его не замечает. И он приходит к ней однажды ночью в образе демона Гурмизаха. Перевоплощение происходит удачно, Тойбеле влюбляется в него. Но приходит время, и демон покидает Тойбеле, приказав ей выйти замуж за Алханона. Женщина выполняет наказ любимого, но… испытывает к мужу чувство неприязни. Признание супруга, что он и был тем самым Гурмизахом, не приносит облегчения ни одному из них. Алханон покидает дом, Тойбеле заболевает. И, когда он возвращается через год после паломнических странствий, раввин просит облегчить страдания женщины, признавшись, что демон существует. «Когда человек надевает маску, она становится его сущностью. Ты и есть демон». И Тойбеле снова увидела своего Гурмизаха, который говорит: «Поведу тебя в вечность».

Как написал в своем твиттере Алексей Серов, он пытался собрать историю бесприютной жизни на земле: «Тойбеле» получился как «нежный лубок». Неожиданно для меня самого».

И если в антракте зрители обсуждали историю влюбленности еврейской женщины и юмор, то второе действо расставило другие акценты. Этот спектакль не только о Тойбеле, но обо всех нас. О дьяволах, которые живут внутри каждого человека и постоянно нас искушают.

Послевкусие от пьесы

На премьере были замечены руководитель департамента информации мэрии Волгограда Екатерина Голод, вице-мэр Андрей Горбанов с дочерью Кариной, руководитель исполкома волгоградского отделения «Единой России» Андрей Биленко со своей половиной. На фоне других зрителей выделялся своей черной кипой – еврейским головным убором архитектор-реставратор, член общественного совета при губернаторе Сергей Сена. Чета депутатов Херианов – Кувычко пришли не с пустыми руками, а с большим букетом цветов, который получила исполнительница главной роли Наталья Якупова.

Спектакль посмотрели представители еврейской общины. Была там и председатель Совета еврейского общинного центра Яэль Иоффе, которая, в отличие от других зрителей, редко улыбалась шуткам по ходу пьесы. И позже она объяснила нам, почему она была так серьезна:

«Спектакль оставил после себя неоднозначное чувство неловкости. Признаться, мне было стыдно за столь вольное толкование иудаизма перед теми зрителями, которые далеки от чтения талмуда. От действа на сцене попахивало чрезмерной чертовщиной. Как и чересчур много вниманию было уделено взаимоотношению полов, не всегда корректных. Мы консультировали перед спектаклем главных героев пьесы по базовым вопросам иудаизма, но они либо нас не услышали, либо мы плохо объясняли. Поэтому мне было неудобно перед людьми, которых я пригласила на премьеру».

Еще один из зрителей заметил, что «ожидал увидеть от Серова нечто… драматическое и классическое. К примеру, Чехова или Островского». Зритель Юлий Баренбойм, наоборот, сказал, что и выбор удачен, и пьеса замечательна: «Потому что есть, над чем подумать. Легкий сюжет пьесы – лишь вершина айсберга из философии жизни, борьбы добра со злом внутри человека».

Один из випов, побывавших на премьере, признался, что «пришел в ЦКЗ больше по политическим соображениям. Чтобы поддержать талантливого Серова». Не являясь большим поклонником театрального искусства - а в его жизни это было второе посещение храма искусства – после ТЮЗА в школьные годы – он решил, что это удовольствие можно было бы и продлить».

А то, что Серов будет продлять это удовольствие для волгоградцев, нет сомнений. Там же, в Твиттере, поблагодарив своих артистов – а над «Тойбеле» работали сотрудники четырех театров – Первого драматического, Молодежного, Музыкального и Казачьего – и зрителей, он написал: «Рабочее название следующего после «Тойбеле» проекта Первого драматического театра – «Онегин-шоу».

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах