Практически для всех железо – лишь мертвый кусок металла. И только единицы могут заставить его ожить: пустить цветы и веточки, взмахнуть крыльями птицы. Кузнечное дело в век нанотехнологий кажется чем-то архаичным, но все же самородки, способные укротить раскаленный металл, есть.
Железная лоза
Пять лет назад сварщик Владимир Мелованный узнал, что кузнецу нужен помощник. В течение месяца они «творили» лавочку. В результате банальная деревянная скамейка превратилась в увитое виноградной лозой произведение искусства. За 100 000 рублей эта красота отправилась в загородный дом. Сначала Владимир просто помогал кузнецу, смотрел за его работой, а теперь он уже и сам стал мастером. По его словам, кузнецов в Волгограде примерно сотня и все учились таким же образом, поскольку специального кузнечного образования в нашей стране практически нет.
– Будучи кузнецом, я стал посерьёзнее что ли, всё-таки с раскалённым металлом работаю, – рассказывает кузнец, – да и какая-то частичка энергии от металла передаётся.
В Древней Руси кузнецов считали ведунами. Тогда верили, что железная руда – это кровь бога и кузнецы могут её заговаривать, а значит, это люди особые. Тогда в горнах не регулировалась температура, руду надо было добыть, потом сделать из неё заготовку, из которой в свою очередь «рождался» клинок. Современным кузнецам добывать руду не надо – есть готовые железные заготовки нужного диаметра и длины. Но в остальном труд с тех пор не изменился. Кузнец рисует эскиз, берёт металлический прут, доводит в горне до температуры в 1000 градусов и постепенно, шаг за шагом, придаёт этим заготовкам нужную форму, линии и совершенство.
Существует еще технология литья, когда металл расплавляют при температуре 1600 градусов, потом заливают в готовую форму, и изделие остаётся только обработать. Ковать сложнее и интереснее: мастер чувствует, как металл принимает форму под его руками.
Стальные перья
– Как-то был заказ на сову, сидящую на железном дереве, – продолжает кузнец, – это была скульптура на входе в богатый особняк. Сова внутри полая, высотой с полметра. А её тело формировали почти три сотни пёрышек-чешуек. Только на них ушло 12 метров железного прута. Каждая чешуйка не повторялась. Я вообще все изделия кую в единственном экземпляре. Некоторые на поток ставят, но я считаю, что это недостойно.
Вес у произведений кузнечного искусства (назвать их как Владимир «изделиями», рука не поднимается) разный. Например, есть зеркало весом до 30 кг. А для облегчения массы он раскатывает металлическую заготовку и делает её внутри полой.
Когда-то кузнец Вакула искал у царицы черевички для упрямой Оксаны – кузнец Мелованный сам «подсадил» супругу на искусство. Девушка со строительным образованием всерьёз увлеклась художественным войлоком. Теперь их творческая семья ждёт первенца. Если будет мальчик, то все секреты мастерства перейдут ему.