Примерное время чтения: 3 минуты
83

Волгоградец оживляет железо

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Нижнее Поволжье 31/08/2011

Практически для всех железо – лишь мертвый кусок металла. И только единицы могут заставить его ожить: пустить цветы и веточки, взмахнуть крыльями птицы. Кузнечное дело в век нанотехнологий кажется чем-то архаичным, но все же самородки, способные укротить раскаленный металл, есть.

Железная лоза

Пять лет назад сварщик Владимир Мелованный узнал, что кузнецу нужен помощник. В течение месяца они «творили» лавочку. В результате банальная деревянная скамейка превратилась в увитое виноградной лозой произведение искусства. За 100 000 рублей эта красота отправилась в загородный дом. Сначала Владимир просто помогал кузнецу, смотрел за его работой, а теперь он уже и сам стал мастером. По его словам, кузнецов в Волгограде примерно сотня и все учились таким же образом, поскольку специального кузнечного образования в нашей стране практически нет.

– Будучи кузнецом, я стал посерьёзнее что ли, всё-таки с раскалённым металлом работаю, – рассказывает кузнец, – да и какая-то частичка энергии от металла передаётся.

В Древней Руси кузнецов считали ведунами. Тогда верили, что железная руда – это кровь бога и кузнецы могут её заговаривать, а значит, это люди особые. Тогда в горнах не регулировалась температура, руду надо было добыть, потом сделать из неё заготовку, из которой в свою очередь «рождался» клинок. Современным кузнецам добывать руду не надо – есть готовые железные заготовки нужного диаметра и длины. Но в остальном труд с тех пор не изменился. Кузнец рисует эскиз, берёт металлический прут, доводит в горне до температуры в 1000 градусов и постепенно, шаг за шагом, придаёт этим заготовкам нужную форму, линии и совершенство.

Существует еще технология литья, когда металл расплавляют при температуре 1600 градусов, потом заливают в готовую форму, и изделие остаётся только обработать. Ковать сложнее и интереснее: мастер чувствует, как металл принимает форму под его руками.

Стальные перья

– Как-то был заказ на сову, сидящую на железном дереве, – продолжает кузнец, – это была скульптура на входе в богатый особняк. Сова внутри полая, высотой с полметра. А её тело формировали почти три сотни пёрышек-чешуек. Только на них ушло 12 метров железного прута. Каждая чешуйка не повторялась. Я вообще все изделия кую в единственном экземпляре. Некоторые на поток ставят, но я считаю, что это недостойно.

Вес у произведений кузнечного искусства (назвать их как Владимир «изделиями», рука не поднимается) разный. Например, есть зеркало весом до 30 кг. А для облегчения массы он раскатывает металлическую заготовку и делает её внутри полой.

Когда-то кузнец Вакула искал у царицы черевички для упрямой Оксаны – кузнец Мелованный сам «подсадил» супругу на искусство. Девушка со строительным образованием всерьёз увлеклась художественным войлоком. Теперь их творческая семья ждёт первенца. Если будет мальчик, то все секреты мастерства перейдут ему.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах