Шопоголизм – болезнь нового тысячелетия, за относительно короткий срок завладевшая умами огромного количества людей. Магазинная зависимость стала объектом многих ожесточенных споров и дискуссий, о шопоголиках пишут книги, снимают фильмы, проблему в поте лица исследуют учёные, с завидной регулярностью снабжая общественность всё новыми и новыми деталями о её причинах и последствиях. Так что же такое шопоголизм? Можно ли с ним бороться? И если да, то как? Обо всём этом читайте в этой статье.
Разгар лета. Изнуряющая жара. Волгоградцы спешат на пляж, поскорее окунуться в прохладные воды Волги. Но Марине не до отдыха… Она со всех ног несётся в «Торгушку», звонко цокая каблуками по раскалённому беспощадным июльским солнцем асфальту. Марина – типичный шопоголик, а сейчас о спокойной жизни она может только мечтать – начался сезон летних распродаж.
- У подруги завтра день рождения, - объясняет Марина, ни на секунду не замедляя шаг. – И я просто обязана быть самой красивой на этом вечере. Для этого мне нужна новая кофточка, сумочка, ну и туфельки, конечно же! А может быть, попадётся и ещё что-нибудь интересненькое…
Затем Марина машет рукой на прощание и скрывается в толпе таких же «страждущих» покупок людей, в этот субботний день пришедших в торговый центр.
Интресно, можно ли среди обычных покупателей распознать настоящего шопоголика? Можно, да не нужно, - считает продавец одного из магазинов модной одежды Татьяна:
- А зачем их распознавать? Мы знаем их всех в лицо и всегда рады видеть у нас! Шопоголики это, или просто люди, увлеченные шопингом, утверждать не возьмусь. Давайте будем называть их «постоянными покупателями».
Кто они такие?
Ониомания, как выражаются учёные, или «шопоголизм» – это навязчивое и непреодолимое желание что-либо покупать, зачастую без особой надобности и не обращая внимания на стоимость покупки. Первые признаки ониомании были идентифицированы психиатрами Эмилем Крепелином и Эйгеном Блейлером ещё в конце ХIХ века. В то время этому не придали большого значения, да и кто тогда мог предположить, что проблема шопоголизма разрастётся до таких масштабов. Например, в Германии, по данным официальной статистики, ониоманией страдают 18-20% населения. В России – пока около 3% населения «страдают» этой болезнью. Так в чём же причина этого странного недуга? И как дела с этим обстоят у нас, в Волгограде? На эти и другие вопросы нам ответила волгоградский практикующий психолог Екатерина Нецветайлова.
- Повальная эпидемия шопоголизма до нас, конечно же, ещё не добралась, - рассказывает Екатерина. - Но определённые тенденции, как и во всём мире, существуют. Случаев, когда ко мне за помощью обращались бы «отъявленные» шопоголики не было, но женщины (а иногда даже мужчины), недовольные отношениями в семье и пытавшиеся заполнить эту дыру всевозможными покупками, попадались. Основная причина шопоголизма – это недостаток внимания со стороны родителей в детстве. Родители, не в состоянии обеспечить своему чаду должного внимания, как это часто бывает, пытаются «откупиться» от него всевозможными подарками. В последствие, это может сыграть злую шутку: человек будет видеть в вещах своеобразную психологическую защиту. Так же, зависимость от покупок формируется, как правило, у людей с пониженной самооценкой.
Шопоголик, решивший избавиться от своего недуга, в первую очередь должен быть готов находиться в постоянном диалоге с самим собой, признавать свои ошибки и трезво оценивать свои поступки. Тогда справиться с зависимостью не составит труда. Если же шопоголизм уже в серьезной стадии, приводит к проблемам в семье, на работе и всячески мешает жить, то стоит обращаться даже не к психологу, а к психиатру. Ведь любая зависимость должна лечиться. Но на ранних стадиях, чтобы не запускать ситуацию, помощь психолога в решении проблемы не помешает.
Ну а тем временем Марина, с полными пакетами покупок, возвращается домой, уставшая, но довольная. Её лицо сияет от счастья, возможно, она уже представляет себе завистливые взгляды подруг, смотрящих ей вслед, заинтересованные взгляды мужчин, очарованных её красотой и стилем . Она счастлива и, скорее всего, всё не так уж и страшно, ведь в её жизни есть масса других интересных вещей, о которых она не забывает.
А автор сей статьи, с вашего позволения, сейчас пойдет и купит себе новое поло. Скидки, знаете ли…