На Волге возобновилась местная пассажирская навигация, и желающих прокатиться по речке с ветерком хоть отбавляй. Но вот только не на чем…
Почему водный транспорт, образно говоря, пошёл ко дну и каковы планы на его возрождение, разбирался «АиФ»-Нижнее Поволжье».
По воде до Волжского и не только
Ещё совсем недавно на внутренних и пригородных линиях Волгограда трудилось несколько десятков пассажирских теплоходов. Каждые несколько минут по реке проносились скоростные «Ракеты», «Метеоры», «Заря», «Восходы»...
– До начала 90-х водомётный теплоход «Заря» совершал регулярные сорокаминутные рейсы из пассажирского речпорта Волгограда в город-спутник Волжский, – вспоминает эксперт по водному транспорту Виктор Коваль. – Теперь это направление, увы, целиком отдано на откуп автотранспорту.
Одновременно от Волгоградского речпорта в направлении загородных пристаней «Громки», «Покровка», «Каршевитое», «Чёрный Яр», также вверх, до Иловатки и Камышина, отправлялись быстроходные «Ракеты» и «Метеоры».
Многочисленные суда типа «ОМ», «Москва» обслуживали местные линии до Тумака, Культбазы, Бакалды, Островной, Краснослободска.
– В моём детстве – 70-80-е годы – отдых на воде, на теплоходе был очень популярен, – вспоминает волгоградка Людмила Толстикова. – Помню, сразу несколько семей собирались для такого отдыха – на выходные катались на теплоходах с дискотеками, пикниками. Теплоход ждал на краю пляжа, а мы купались, загорали, играли в мяч и бадминтон, перекусывали.
– А мне памятен прогулочный катамаран «Отдых», он поражал своими размерами и необычным видом, – вспоминает Лариса Голосова. – Многие горожане старались заказывать прогулки по Волге именно на нём – там были две открытых палубы для танцев, буфет, эстрада.
Наверстаем ли упущенное?
Разговоры о необходимости возрождения водных путей идут давно. Тут трудно не вспомнить Госсовет, который был специально проведён по этому вопросу ещё в 2016 г. И наверняка не случайно местом проведения был выбран Волгоград.
Ещё тогда президент Владимир Путин сетовал, что правительство недопустимо медленно решает проблемы отрасли. Главными причинами кризиса назвали физическое старение, обветшание судов и всей инфраструктуры, ухудшение качества водных артерий при отсутствии системного дноуглубления.
Лишь в последние годы давние проблемы отрасли начали решаться – так, дноуглубление сейчас идёт и на водных объектах Волгоградской области, и в соседней Астраханской, где поставлена задача углубить Волго-Каспийский канал до 4,5 м.
Чтобы преодолеть далеко зашедшие негативные процессы, в 2020 г. Минтранс и Росморречфлот разработали концепцию нацпроекта «Внутренний водный транспорт». Он рассчитан до 2030 г., касается и нашего региона.
Отдельные положения по развитию водных путей уже реализуются: так, ФБУ «Администрация «Волго-Дон» до 2027 г. планирует реконструировать семь объектов на трассе Волго-Донского канала. На Нижнем Дону начато строительство Багаевского гидроузла – это нужно для поддержания гарантироваванных судоходных глубин на участке от Цимлянской ГЭС до Азовского моря.
Ах, белый теплоход...
Сложнее ситуация с самими судами. За последние годы их почти не осталось, пришлось строить новые. Так, в 2020 г. в первое круизное плавание по Волге и Дону отправился четырёхпалубный теплоход «Мустай Карим», стоимость этого проекта составила 4 млрд руб. Судно этой же серии «Пётр Великий», заложенное ещё в 2016 г., в этом году тоже пустят в эксплуатацию. На верфях заложено и несколько грузо-пассажирских судов не круизного уровня.
Возобновлено и строительство скоростных судов на подводных крыльях. Возрождение началось с судна «Комета 120М», предназначенного для плавания по прибрежной акватории моря. Одновременно начато строительство скоростных судов для речных путей «Валдай 45Р».
Ещё не поздно
Увы, но среди приобретателей обновляющегося флота наш регион пока не значится. Не строятся суда и внутри области.
– Ещё 30 лет назад в Волгограде и пригороде работали четыре судостроительных предприятия, – объясняет Виктор Коваль. – К сожалению, Волгоградская судоверфь физически уже не существует, как и профильное предприятие в Краснослободске. Волжский и Красноармейский заводы переживают кадровый голод, оборудование на заводах изношенное, но они могли бы стать первыми ласточками в реализации новых программ по пассажирскому судостроению на Волге. Если будут живые заказы и политика на развитие, а не на удушение промышленности, заводы справятся. Затяжка в решении этого вопроса на 5–10 лет может стать фатальной: мы утратим остатки материальной базы и не сможем привлечь квалифицированные кадры. Проектировать и строить современные и безопасные суда без возвращения утраченных компетенций будет невозможно.
Как подчёркивает Виктор Коваль, в регионе нужны однопалубные и двухпалубные теплоходы, аналогичные современным проектам речных лайнеров 331 и 785 типа «Россия». Тогда можно будет развивать тему круиза выходного дня в направлении соседних центров на Волге – Саратова, Камышина, Астрахани.
– Для реализации этих планов и подойдёт судно-легенда местного речфлота – катамаран «Отдых», перед которым маячит перспектива порезки на металлолом из-за отсутствия денег у судовладельца на реконструкцию, – говорит эксперт. – Отремонтировать и ввести в эксплуатацию старое, но добротное судно проще, чем заказывать постройку аналогичных с нуля.
Надежды на возрождение речного транспорта теперь связывают с проектом международного транспортного коридора «Север – Юг». Так, по словам главы региона Андрея Бочарова, запланировано обновление портового хозяйства области, а также создание и ремонт судов разного класса и вместимости.
Комментарий
Руководитель инновационной компании «Научно-техническая корпорация» Сергей Генералов:
– Ещё в 2010 году совместно с рядом предприятий области наша компания провела комплекс исследовательских и конструкторских работ по созданию многоцелевого катамарана для туризма, отдыха, очистки водоёмов, подготовив проект «Малые суда для водоёмов Волгоградской области». Проектом предусматривалось создание модельного ряда катамаранов самого различного назначения: мини-паромы, спасательные катера и катера для туризма и в помощь фермерам. В качестве экспериментального образца изготовлен наиболее сложный вариант – перспективный многоцелевой катамаран, который отлично себя зарекомендовал в тестовых походах по Бузулуку, Хопру, Дону, Волге.
К сожалению, до настоящего времени опытное многоцелевое судно, ходовые испытания которого успешно давно пройдены, существует лишь в единственном экземпляре. Интерес к его коммерческому тиражированию ни власти, ни местный бизнес пока не проявили. Но, считаю, ещё не поздно к этому проекту вернуться и развернуть его общими усилиями.