Плохо, если у вас есть машина и вы живете в многоквартирном доме – вечером негде припарковаться. Пешеходам не лучше: столько машин у подъезда, что протиснуться к входной двери можно только боком. Дальше будет только хуже: каждый год автопарк Волгограда вырастает на 10–15 процентов. Что делать?
Жили плохо, но недолго
Никто не рассчитывал, что наши люди будут так хорошо жить. Поэтому инфраструктура города не приспособлена к такому количеству машин: 276 тысяч. И это только зарегистрированных в нашей области. В отделе пропаганды Волгоградской ГИБДД говорят, что это число вырастет на треть, если прибавить машины с иностранными номерами и из других регионов. Получится, что на каждых двух жителей Волгограда приходится одно авто. И почти никто не спешит ставить его на ночь на платную стоянку. Поэтому вечером в них превращаются дворы.
Идём по ним вместе с председателем региональной общественной организации «Волгоградский союз автомобилистов» Юрием Ермаком. Конкретно – в Краснооктябрьском районе по улице Кузнецова и дальше. Там и здесь машины стоят на тротуарах и газонах. Накануне выборов правительство расщедрилось на внутридворовые дороги. Новый бордюрный камень защитит от непрошеных колёс на зелёной зоне.
– Но так не в каждом дворе, – сожалеет Ермак. – Парковок нет даже при новых домах. Машины ставят в один ряд, никакая пожарная не проедет.
Однажды во время рейда автоинспекторы застали машину на куче песка у детской площадки. А ведь Кодекс Волгоградской области об административной ответственности, статья 8.10, запрещает ставить транспорт на тротуарах, заезжать на детские и спортивные площадки, на зелёные зоны, к газовым распределителям и трансформаторным подстанциям. За нарушение штрафуют на сумму от 500 до 2000 рублей частников, на 3000–5000 рублей должностных лиц и до 20 тысяч – юридических. С начала года гаишники составили аж 75 протоколов. Тем же должны заниматься и управляющие компании, но прыти с их стороны нет.
Выход один: строить стоянки, преимущественно подземные. Об этом говорят и в союзе автомобилистов, и в ГИБДД. Таким путём пошли в Европе и Москве, а у нас… финансы не позволяют. По цене такая стоянка равна пятиэтажному дому, а окупается лет двадцать. Гораздо проще построить жильё и сразу продать.
Заезженное лицо
Лицом города считают вокзал и Привокзальную площадь. И лицо это забито донельзя. Юрий Ермак вспоминает, что в администрации города рассматривали вопрос строительства здесь подземной парковки. Оказалось – слишком затратно, идею бросили. Но другого выхода всё равно нет! Взять хотя бы жилой комплекс «Стрижи» в Краснооктябрьском районе. Поблизости есть две стоянки, но обе забиты до предела. А квартиры покупают молодые, довольно обеспеченные семьи, почти у каждой по машине, а то и по две. Что-то здесь будет после заселения… Подземные гаражи нужно проектировать с самого начала. Но застройщикам нет дела до того, куда будут ставить машины будущие жильцы.
Временным и частичным решением проблемы председатель союза автомобилистов видит использование парковочных мест торговых комплексов в ночное время. Дескать, это и дворы разгрузит, и копейка от лишних налогов в бюджет покатится. Однако заместитель начальника управления дорог администрации Волгограда Виктор Клочков сомневается, что автомобилисты погонят свои машины к супермаркетам, даже если там сделают минимальную плату:
– Есть пример: один торговый центр с многоярусной парковкой предложил оставлять у себя машины на ночь. Но места пустуют, людям проще, когда их машины у подъезда.
Он считает, что серьёзных запретительных мер в этой сфере нет. Если машина стоит не на зелёной зоне, не на тротуаре или в местах подъезда спецтранспорта – попробуй докажи, что водитель что-то нарушил. Автострахование ситуацию только ухудшило: уповая на выплаты в случае угона или порчи, машины во дворах стали оставлять все. Виктор Клочков не считает ситуацию гиблой, просто решаться она должна на областном и федеральном уровнях. Речь идёт о запрете стоянок на внутридворовых территориях в неотведённых местах.
В управлении дорог пока не определились, куда держать путь – то ли взваливать всё на бюджет, то ли идти по пути партнёрства с инвесторами. И как-то незаметными на этом фоне остаются робкие попытки самих жильцов исправить ситуацию. Скажем, ТСЖ «Нарвский массив» из Дзержинского района давно добивается разрешения на строительство платной стоянки на заброшенном участке близ своего дома.
– Три года обивали пороги, вплоть до общественной приёмной Путина, – говорит председатель Юрий Кочурин. – Так ничего и не получили. Объясняют, что эта земля отдана предпринимателям. Тогда почему на ней ничего не строят? А нам дышать нечем, в доме 600 квартир, а во дворе – 300 автомобилей.