Конечно, есть на хуторе Нижнедолговском Нехаевского района и своя администрация. Но реальная власть здесь принадлежит ООО «Становское».
У него и земля в обороте, и всё крупное имущество. Всё это богатство сельского масштаба по собственному желанию передали предприятию сами селяне – в обмен на обещание руководства фирмы провести им газ и купить машину «скорой помощи». Теперь некоторые считают, что жители свои обязательства выполняют, а руководство «Становского» – нет.
В одних руках
Когда-то на хуторе был крепкий колхоз, который под ударами времени превратился в сельский производственный кооператив. СПК тоже не выдержал испытаний и 7 февраля 2003 года сдал в аренду «Становскому» административные и производственные здания.
Спустя четыре месяца «сход граждан принял решение о передаче всех основных средств бывшего колхоза в собственность ООО «Становское» с возложением на покупателя обязанности профинансировать решение ряда вопросов местного значения (газификацию х. Нижнедолговского, приобретение автомобиля «скорой помощи» и т. д.)» Это строки из решения Нехаевского районного суда от 20 июня 2005 года по поводу иска троих жителей к производственному кооперативу. Но речь у нас о «Становском».
Переданное имущество потянуло на восемь миллионов рублей. Даже сейчас это хорошие деньги, а восемь лет назад и вовсе был капитал. Ещё бы: одним махом получить в своё распоряжение механический ток, мастерскую, гаражи, весь автотракторный парк, свиноферму и три молочные фермы – всё, что было в колхозе, – не каждому дано. Поэтому генеральный директор «Становского» Владимир Черничкин не скупился на обещания.
Но время шло, а газа и «скорой» на хуторе всё не было. Хотя «Становское» плотно использовало все средства колхоза, в первую очередь землю. В числе прочих вручила ему свой пай и пенсионерка Нина Лукьянова. Теперь она тоже в обиде:
– Директор обещал провести газ за то, что мы передали ему земельные паи. Газ провели – но не он, а за счёт государства.
Она довольна тем, что «Становское» расчищает дороги, пашет хуторянам огороды, но не понимает, почему Черничкин приписывает себе заслугу газификации. Да и на пай, 13 гектаров чернозёма, дали лишь полторы тонны зерна.
И вообще право собственности на землю бывшего колхоза не оформили. Значит, никто не утруждает себя налогами.
то подтверждает глава Нижнедолговского сельского поселения Николай Гордеев:
– «Становское» не платит и налоги на недвижимость, только за аренду.
Рассказывает, что Черничкин от платежей не отказывается, и тут же добавляет:
– Но объекты недвижимости надо регистрировать. И с пайщиками разобраться, их 625 человек. Некоторые уже умерли или уехали.
Но вернёмся к газификации. О том, что Черничкин присвоил себе эту заслугу, говорит и бывшая директор местной школы Мария Харитонова:
– На самом деле он сдавал колхозный металлолом, на эти деньги купили небольшое количество труб, которые дела не решали. А выдал весь объём за свою работу.
Нескорая помощь
Как депутату райдумы Черничкину должны быть известны затраты на газификацию хутора. Все они отражены в справке, которую корреспонденту «АиФ» – НП» дали в бухгалтерии администрации района. В ней сказано, что за 2006–2010 годы на газификацию Нижнедолговки израсходовано 20 миллионов 74 тысячи рублей. Пять миллионов из федеральной казны, тринадцать с половиной миллионов – из областного, остальное дал местный бюджет.
Становского» нет и в помине.
Харитонова рассказывает, что ещё смешнее получилось после газификации школьной котельной. Её топили соляркой, поэтому бочки из-под горючего остались без дела.
– Директор «Становского» решил, что имеет право их продать. Так и сделал. А деньги от реализации преподнёс школе как спонсорскую помощь. Торжественно вручил их на новогодней ёлке, – удивляется Харитонова.
Эти претензии мы изложили самому Черничкину. Директор начал перечислять: «Становское» переделывало проект газификации, закупало трубы, за его деньги выполнили экспертизу. О «скорой помощи» сказать было нечего. Машину не придумаешь, потому что её нет.