Фольклорный ансамбль «Покров» более 12 лет хранит истинные традиции донских казаков Волгоградской области. Руководит ансамблем потомственная родовая казачка Виктория Путиловская. Она уверена, что именно сейчас – во времена духовного кризиса в обществе и семье соблюдение казачьих традиций могло бы стать настоящим спасением. Но кто же они – казаки?
В казаки – как в «омут»?
– Сегодня казачество становится модным трендом. Не перегибаем ли палку – то пусто, то густо? И правильно ли употреблять слово «модно» к вековым традициям народа?
– Как во всё новомодное, в казачество многие уходят, как «в омут с головой» – без разбора, поверхностно. Нужно зёрна отделять от плевел. Есть казаки родовые, хранящие устои прежде всего в своей семье. Они трепетно относятся к истории казачества, к своей родословной, воспитанию детей в казачьих традициях. Мой супруг, несмотря на то, что потомственный казак, да ещё какой – недавно узнали, что его прадед, Алексей Андреевич Сандалов – полный георгиевский кавалер, служил в лейб-гвардии Атаманском полку и состоял в личной охране императрицы Александры, не станет бить себя кулаком в грудь и скандировать с бравадой дело не в дело «Любо, любо!». Кстати, вот таких казаков и называют «асфальтными». Для них, увы, форма оказалась важнее содержания. Владением боевым искусством, своим духом, умением молиться и пребывать в гармонии с самим собой казак сможет добыть справу, заслужить авторитет.
– Много спорят о том, что такое казачество – народ или сословие? Вы какой точки зрения придерживаетесь?
– Народ. Я выросла среди казаков, сама казачка и могу с уверенностью сказать – у казаков всё уникально. Песни, язык, характер, боевые традиции, одежда, уклад жизни, уникальная способность самоорганизации, кухня, умение вести быт и даже жёны. Настоящие казаки о таком не спорили – принимали в свои ряды тех, кто принимал православную веру, обычаи, традиции, правила и идеалы казачества. Поэтому испокон веков казаки были, есть и будут. И слава богу.
– В репертуаре вашего ансамбля есть программа «Слава богу, что мы – казаки». Есть ли среди современной городской молодёжи такие, кто может с гордостью и полным правом сказать «Я – казак!»?
– Долгие годы казаки были вынуждены скрывать свои корни. За принадлежность к казачьему роду убивали, вытравливали. А сегодня мы можем открыто заявлять о том, что мы – казаки. В этой концертной программе по мотивам обряда провода казака на службу мы позиционируем образ мужчины-казака, воспитанного стоять на защите православной веры, Дона и Отечества. В противовес сложившемуся сегодня образу молодого парня, где зачастую не поймёшь – «не то девка, не то парень».
Спать на лавке мягко?
– Воспитание мальчиков у казаков занимает особое место, но методы не всегда находили одобрение. Оправданны ли они, и как воспитать настоящего мужчину по казачьим традициям?
– У казаков принято так называемое гендерное воспитание – после пяти лет мальчиками занимались старшие в семье мужчины – деды, дядьки. И было оно не жестокое, а жёсткое. Ведь казаки рождались для того, чтобы защищать свою землю. «Нет ничего священнее, чем принять смерть за Отчизну», «Спи на лавке – лавка мягкая, ведь дальше на земелюшке спать придётся» – так говорили казачатам, закаливая характер и волю, готовя к будущим испытаниям. Но тут же была и бабушка с пирожочком, и мама с ласкою. Вот это равновесие и преемственность поколений рождало гармоничную личность. Если бы сегодня детей воспитывали в духе казачьих традиций, все семьи были бы прежде всего многодетными, и дома были бы «полной чашей». А подвигу и в мирное время всегда найдётся место – выжить в условиях технократизма божьими заповедями и казачьими традициями, на мой взгляд, уже подвиг.
– Вы организуете и проводите свадьбы в казачьем стиле. Есть ли спрос? И в чём секрет семейной верности? Ведь раньше выдавали замуж родители, молодые даже не знали друг друга, а рожали детей, притирались как-то …
– Спрос есть, правда, прежде всего у самих казаков. Я немало своих девчонок из ансамбля вот так замуж выдавала – соблюдая все обряды и традиции: сами собирали, обряжали, песней сопровождали. Муж в семье главный – вот секрет семейного успеха, основная истина, которая порой и тумаками вдалбливалась в бабу. Мой свёкор говорит: «Бей бабу молотом, баба будет золотом». Да и как иначе? Муж дома бывал редко, он со двора – тут же найдётся охочий до красавицы-жены. Но доходило до «горячки» не от злобы лютой, от любви. Кстати, слово «любовь» появляется в казачьих песнях только в 20-е годы XX века, а до этого говорили «жалость». «Я тебя жалею», так говорили вместо «люблю». Жили и воспитывали в «жалости», в понимании, в заботе друг о друге.
«Жемчужина» казачьей песни
– Фольклорные экспедиции – они в прошлом или нет? Что вы стремитесь найти в наших хуторах, а что находите?
– Без таких выездов никак не обойтись. Необходимо почувствовать дух и передать его в песню. Другое дело, что качество экспедиций коренным образом изменилось – теперь мы поём в хуторах ранее записанные песни, которые вызывают у наших бабушек отголоски каких-то далёких, полузабытых воспоминаний. Увы, всё реже можно услышать даже двухголосье, а ведь «жемчужина» казачьей песни – 12 голосов, которые как кружево протяжно переплетаются витиеватыми распевами!
Сегодня казачьи песни поют все, но петь по-казачьи – это одно, другое – уметь правильно играть (петь. – Прим. авт.) казачьи песни. Еще совсем недавно никому и в голову не приходило сохранять и беречь казачьи песни. Теперь это стало необходимостью и нашей обязанностью перед потомками. Думаю, те 12 дисков нашего ансамбля «Покров», на которых не повторяется ни одна песня, когда-нибудь станут раритетами.
…В одной из фольклорных экспедиций после шести часов пения нас, уже спящих на ходу, провожал в автобус дедушка. В прощальном крике его души было столько сожаления: «А ведь я ещё и половины не сыграл!» Это мы и обязаны сохранить. Этим и живём.
ДОСЬЕ
Виктория Валерьевна Путиловская – художественный руководитель народного фольклорно-этнографического ансамбля «Покров», кандидат педагогических наук, доцент кафедры вокально-хорового исполнительства, подхорунжий, председатель женской казачьей организации им. Жён-мироносиц, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Замужем за Андреем Петровичем Сандаловым – мастером фланкировки и вольтижировки.
Смотрите также:
- «С тёщей говорю частушками». Музыкант из Волгограда играет рок на гармони →
- «Я ненавижу слово «толерантность». Священник об ИГИЛ и иконах в машине →
- Танец-шабаш и мытье головы. Особенности национальных свадеб →