Примерное время чтения: 17 минут
4198

Танец-шабаш и мытье головы. Особенности национальных свадеб

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. АиФ-Нижнее Поволжье №8 22/02/2017

В Волгоградской области проживает 130 национальностей. Их самобытная культура делает наш регион богаче. Прежде всего это видно по обрядам бракосочетания. И радует, что сейчас многие молодые пары «черпают идеи из прошлого» и играют свадьбы в старинных народных традициях. «АиФ-НП» рассказывает о нескольких популярных в области обрядах.

Казачья свадьба 

Волгоградская область носит звание колыбели российского казачества. На берегах Дона представители этого сословия являли пример беззаветного служения Родине. И сегодня мы видим активное возрождение их самобытной культуры. Подвижники, люди творческие, талантливые, по воспоминаниям долгожителей, архивным сведениям по крупицам восстановили донскую свадьбу - самый красочный обряд казаков.

«Казачья свадьба - понятие многогранное. Свадебная драматургия создавалась в течение многих столетий, - рассказывает заслуженный работник культуры РФ Ольга Никитенко, профессор, зав. кафедрой традиционной культуры ВГИИК. - Практически в каждой станице имелись свои интересные обычаи и традиции. Но в общих чертах казачья свадьба - это отражение русского обряда, включающая сватовство, девичник у невесты и прощальный вечер у жениха, сборы и подготовка к венчанию… В то же время казачьи свадьбы имеют свою изюминку. Только у казаков после обряда венчания на выходе из церкви  молодожёнов встречают «воротами» из шашек, которые казаки держат под углом, и молодые супруги должны под ними пройти. Свадебная казачья игра изобилует уличными комическими представлениями. Например, на второй день свадьбы сваху катали в корыте, ей привязывали к юбке длинную ленту из разных тряпок. Под музыку она бегала по двору, и в определённый момент новоиспечённый зять наступал на «хвост» и отрывал его. Это символизировало, что девушка оторвалась от мамкиной юбки. Казаки не просто пекли для встречи молодых традиционный пышный каравай, но и втыкали в него хворостинки с различными пожеланиями, и предназначались эти шутливые записочки не только для виновников торжества, но и для всех гостей. Но самая главная особенность донской казачьей свадьбы - это поэтичность и песенность. Все этапы, все ритуалы свадебного действия проходят под  песни, соответствующие именно этому моменту». 

Потомственная казачка, заслуженный работник культуры РФ, заведующая Алексеевским краеведческим музеем, руководитель фольклорного ансамбля «Горница» Валентина Кубракова много лет собирала по хуторам и станицам Кумылженского и Алексеевского районов старинные казачьи песни, записывала воспоминания  местных долгожителей о том, как и под какие песни в старину играли казачьи свадьбы. Собранный материал лёг в основу сценария казачьего свадебного обряда. 

«С ансамблем «Горница» мы показываем, как молодые знакомились, сватались, венчались… Свой рассказ о свадебном обряде я начинаю с того, что подчёркиваю, как юноши и девушки с рождения готовились к семейной жизни. Мальчишки учились у отцов и дедов военному мастерству, а девочки должны были уметь рукодельничать, готовить, за порядком в доме смотреть, с младшенькими нянчиться и в лекарственных травах знать толк. И в чужую семью девушка входила подготовленной хозяйкой, воспитанной в лучших казачьих традициях и с иконой, которую ей в день венчания дарила её мать», - рассказывает Кубракова.

На казачьей свадьбе было много песен, шуток и танцев.
На казачьей свадьбе было много песен, шуток и танцев. Фото: Из личного архива/ Мария Доронина

Молодую казачку под старинные обрядовые песни готовили к венчанию. Крёстная мать читала «Отче наш», завязывала на суровой нитке 40 узелков, а затем повязывала этот поясок-оберег на талии невесты. Подружки невесты под лирические песни причёсывали девушку, плели ей косы. 

«Под каждый этап обряда есть своя песня. Все они грустные. «Опевание невесты» (не путайте с отпеванием) по-казачьи происходит лирично. Когда девушка одета, причёсана, на голову ей надевали веночек с восковыми цветами как символ скоротечности детства и отрочества. Готовую к обряду венчания невесту благословляли родители, и мать вручала ей икону, с которой она должна была войти в новый дом, в чужую семью. А затем приезжал жених, с которого родственники и гости со стороны невесты требовали выкуп, потом свадебный кортеж направлялся в церковь», - продолжает Кубракова.

Музейные уроки свадебных обрядов вызывают большой интерес у молодёжи. Да и сам ансамбль «Горница» часто приглашают на свадьбы, просят провести обряд опевания, хотят, чтобы звучала не попса, а душевная народная музыка.

Последнее время интерес к Волгоградской области, где подвижники возрождают старинные казачьи традиции, растёт.

«Мы один из немногих регионов в стране, где проводятся этнографические экспедиции, собран колоссальный культурный материал, который сейчас мы начинаем анализировать и систематизировать. К нам  едут изучать историю донского казачества люди со всей страны. Я 35 лет занимаюсь песенным казачьим наследием, и такого интереса, как в последние годы, не наблюдала, - говорит Ольга Никитенко. - Нам нужно, чтобы эта искра народного интереса не угасла. Мы мечтаем о создании в нашей области центра казачьей культуры, который бы объединил всех энтузиастов. У каждого из нас огромный багаж фольклорного наследия наших  предков. И наша главная задача - донести это богатство до наших потомков, чтобы помнили, знали, гордились своей культурой». 

Национальные особенности

  • Пирог с пожеланиями
  • Ворота из шашек
  • Катание свахи в корыте 
  • В день венчания мать дарила невесте икону
  • На невесту надевали веночек
  • Выкуп с жениха

Армянская свадьба

Летом прошлого года Арусяк Акопян, выпускница ВолГУ, заместитель президента организации Волгоградской ассоциации армянской молодёжи, вышла замуж за помощника бурильщика одного из волгоградских предприятий Гургена Мкртчяна. Онирешили организовать свадьбу по старинным традициям.

«За многовековую историю армянского народа сложились традиции празднования свадеб. Сотни лет, как бы ни менялись обстоятельства, как бы далеко от исторической родины ни жила армянская семья, она старается сохранять обычаи», - говорит Арусяк.

Армянская свадьба - это красивый обряд, который делится на несколько этапов. 

Первый этап - это сватовство. Второй этап - обручение. Родители жениха вместе с кавором (крёстный свадьбы - мужчина, выбранный со стороны жениха) с дарами, золотым кольцом и коньяком приходят в дом невесты. Родственники и родители девушки встречают гостей, садятся за стол, и тогда мужчина (либо отец, либо кавор) начинает разговор об обручении, при этом ставит на стол коньяк. И отец невесты тоже должен поставить на стол коньяк. Пока мужчины обговаривают детали обручения, невеста сидит в одной из комнат. И только после того как все вопросы решены, отец невесты либо её брат выводят девушку к гостям. А далее следует сама церемония обручения - в присутствии родственников жених надевает кольцо невесте, вручает дары. 

Третий этап - свадьба. Праздник может длиться и два, и три дня, и даже неделю - в зависимости от материальных возможностей молодожёнов и их родственников. Одним из самых важных и символичных обрядов является очищение: и жених, и невеста должны искупаться перед торжеством.

Во время танца невесте дарят деньги - это называется шабаш.
Во время танца невесте дарят деньги - это называется шабаш. Фото: Из личного архива/ Арусяк Акопян

В день свадьбы жених вместе с родителями, родственниками едет в дом кавора. Оттуда с собранными для невесты сини (корзинами с подарками) они направляются в дом невесты. Их встречают сёстры и подруги невесты, держа в руках гату - выпечку со сладкой начинкой. Танцуя, они передают гату будущим родственникам и забирают сини. Затем гости и жених с невестой едут в дом к жениху, где молодожёнов встречает свекровь. Чтобы у молодых был достаток в доме, свекровь перекидывает через их плечи по лавашу, сыплет им на голову изюм, конфеты, орехи. Затем угощает мёдом, чтобы их жизнь была такой же сладкой. На пороге жених и невеста разбивают ногой по тарелке и переступают через осколки. По поверью исполнение этого ритуала сулит длинную жизнь без ссор.

«В наше время невеста находится рядом с женихом среди гостей, а в старину всё торжество она стояла в углу комнаты среди амулетов от сглаза и порчи. На собственной свадьбе ей не позволялось ни говорить, ни есть, ни пить. И только в разгар торжества невеста выходила в центр зала, чтобы показать традиционный танец. В этот момент вокруг неё танцуют гости и кладут ей в руки деньги - это называется шабаш», - рассказала Арусяк.

Четвёртый этап - послесвадебный ритуал. После первой брачной ночи родственницы мужа приходят удостовериться в невинности невесты. Дарят молодой супруге яблоко, в которое вставлены серебряные монеты, а её матери отправляли курицу, красные яблоки и бутылку красного вина или коньяк. По древней традиции после свадьбы мать могла увидеться с дочерью лишь в первую субботу после торжества. Она приносила замужней дочери повседневную одежду и обязательно расчёску и мыло для ритуала мытья головы новобрачной. 

Кроме того, новобрачные совершали ещё один ритуал - взявшись за руки, перепрыгивали через костёр. Сейчас этот обычай празднуется армянами как день всех влюблённых в феврале и называется трендез.

Национальные особенности

  • Обряд очищения перед свадьбой 
  • Посыпание новобрачных изюмом, конфетами, орехами на счастье 
  • Угощение новобрачных мёдом 
  • Танец-шабаш 
  • Обряд мытья головы невесты 
  • Прыжок молодых через костёр

Корейская свадьба 

Свадьбы с национальным колоритом в корейской диаспоре региона не редкость. Но Волгоградский корейский центр «Миринэ» расширил круг приглашённых до масштабов региона. Участники центра «Миринэ» сделали постановку корейской свадьбы и продемонстрировали ритуал на одном из фестивалей.

«В старину брак между молодыми людьми устраивался родителями. «Чунмэ», или «женитьба по сговору», начиналась с переговоров. Вначале семьи занимались исследованием «четырёх столпов» молодой пары - это год, месяц, день и час рождения. Если эти столпы положительны, значит, брак будет удачным», - пояснил руководитель центра «Миринэ» Игорь Ким.

Невеста должна была доказать, что она хорошая хозяйка. Ей приносили живую курицу и рис для того, чтобы за два часа она приготовила прозрачный бульон и сварила рис.

Церемония помолвки проводилась в доме невесты. Сначала шел обмен подарками. Семье девушки вручался лист белой рисовой бумаги, на котором были записаны четыре столпа юноши. Затем, согласно особому календарю, с учётом четырёх столпов для новобрачных назначался день свадьбы.

В день свадьбы гости собирались в доме невесты. Во дворе устанавливался церемониальный стол, на который ставились курица и петух, в их клювы вкладывали красный горький перец. В корейской культуре петух - символ рождения новой семьи. Кроме того, его крик на рассвете отгоняет злых духов, а значит, новая семья будет защищена от нечистой силы. В Корее курица является также символом семейного плодородия. А красный перец в клювах означал залог богатства и благополучия будущей семьи и пожелание рождения наследника. Птиц заворачивали в красную и синюю ткань, что символизировало женское и мужское начала.

Церемония бракосочетания начинается с того, что выходит жених с другом, который держит двух диких гусей, они направляются к матери невесты. Жених берёт гусей у друга и преподносит их тёще. Так он обещает, что будет верен супруге вечно. Также жених показывает, что, как и гуси, летящие в косяке, будет чётко соблюдать своё место в обществе, будет почитать старших, благосклонно относиться к младшим и что никогда не покажет гордыни. После того как преподнесены гуси, мама невесты кладёт их на свадебный стол и уходит. В это время к церемониальному столу выходит сама невеста. На протяжении всего пути её глаза опущены в пол, а подруги помогают ей преодолеть путь. На лице невесты рисовались красные круги - символ маски, отгоняющей злых духов.

«Национальный корейский костюм ханбок - это не просто одежда. Огромное значение придавалось её цветам, по которым можно было определить простолюдина и представителя знати. Ханбок красного или синего цвета мог носить только король Кореи. Одежда простых людей часто была белого цвета. И лишь раз в жизни простому человеку разрешалось облачаться в ханбок королевских цветов ...в день собственной свадьбы», - пояснил Ким.

Красные щёчки рисовали, чтобы отогнать злых духов.
Красные щёчки рисовали, чтобы отогнать злых духов. Фото: Из личного архива

Вначале молодым предлагают омыть руки, так как свадебный обряд необходимо начинать с чистой душой и телом. Затем невеста делает два глубоких поклона, а жених - один. После этого новобрачные присаживаются за маленькие столики. В качестве посуды используют плошки, сделанные из половинок тыквы. Жених с невестой выпивают из сакрального сосуда вино, а затем обмениваются вновь наполненными чашами, это означает, что они стали мужем и женой. На этом церемония бракосочетания заканчивается. 

«Мы дважды играли корейскую свадьбу, и интерес проявляли не только корейцы, но и люди разных национальностей, - говорит Ким. - Если мы будем больше знать о традициях и обычаях разных народов, проживающих в нашем регионе, то будем лучше понимать друг друга».

Национальные особенности

  • Составление гороскопа молодожёнов 
  • Приготовление бульона и риса невестой
  • Одежда красных и синих тонов 
  • Омовение рук перед свадьбой
  • Ритуал поклонов

А что у других народностей?

Также в Волгоградской области проживают и представители других национальностей, у которых тоже есть свои красивые свадебные обряды. Вот лишь некоторые из них.

Азербайджанцы. Перед тем как свадебный кортеж приезжал к дому жениха, с невесты снимали одну туфельку, которую показывали будущим свёкрам как символ приближения невесты. Жених сыпал на голову невесты смесь из риса, сахара, монет, конфет и заранее приготовленных сладких лепёшек - фтиров.

Грузины. После того как невеста входила в дом жениха, происходил очень романтичный и торжественный обряд обмена кольцами. Жених отпивал из свадебного бокала вино и кидал туда обручальное кольцо, потом бокал передавался невесте. Она отпивала глоток и передавала бокал обратно жениху, он снова отпивал и доставал кольцо, вручая его невесте.

Осетины. Перед входом в дом невесте давали подержать мальчика, чтобы первенец у неё был сын. Порог жилища молодая должна была переступить правой ногой, а потом три раза поклониться всем присутствующим в комнате. После церемонии снятия фаты невеста угощала всех женщин в доме мёдом из специальной чаши, которую потом отдавали детям.

Белорусы. Свадьба начиналась с выпечки каравая. Его пекли и в доме жениха, и в доме невесты. Пекли его замужние женщины, считалось хорошей приметой, если среди них была беременная. Печь каравай никогда не приглашали вдов и бездетных женщин. После выпечки молодые девушки украшали каравай. Обрезки от украшений выносились во двор для девушек и парней, которым уже пора было создавать семьи. Считалось, что это приносит удачу.

Калмыки. В день прибытия свадебного кортежа поздно вечером замужние женщины расплетали девичью косу молодой, делили волосы на две половины, заплетали их в две женские косы и укладывали в шиверлиги (чехлы для кос). Молодую одевали в полный костюм замужней женщины.

Башкиры. Утром на следующий день после свадьбы по традиции новобрачную отправляли с коромыслом и вёдрами к колодцу за водой. С собой она брала серебряную монету, привязанную к ниточке. Этот символичный предмет молодая башкирская жена бросала в воду как жертву водяному духу. Дети, которые окружали её в это время, активно пытались выловить монетку из воды. С этого момента девушка могла без стеснения открывать лицо перед супругом.

Узбеки. К крыльцу дома прокладывали белую дорожку, по которой новая родственница входила в дом под праздничные песни. Переступая порог дома, невеста кланялась новому жилищу, а её осыпали деньгами и сладостями с пожеланиями счастливой жизни.

Материал подготовлен в рамках проекта «Добрые соседи».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах