Киновед Зоя Финкельштейн: «Власти осознанно убивают культуру»

Недавно Волгоград перешагнул 71-ю годовщину самого значимого события в своей истории - контрнаступления в Сталинградской битве. Увы, дата прошла почти незаметно. Почему мы всё меньше интересуемся историей своей страны? Почему большинство замечательных советских фильмов о войне незнакомы молодым людям? Кто сейчас снимает патриотическое кино?

   
   

Об этом мы поговорили с человеком, без которого немыслим ни один российский кинофорум, - киноведом Зоей ФИНКЕЛЬШТЕЙН, президентом Волгоградского городского клуба любителей кино «Шанс», ветераном Великой Отечественной войны.

Верните «Победу»

- Обычно, когда мы говорим о патриотическом воспитании с помощью кино, мы подразумеваем фильмы о Великой Отечественной. Насколько эти картины знакомы молодёжи?

- В прошлом году меня пригласили в библиотеку им. Горького на встречу с детьми из клуба юных космонавтов. Я читала лекцию о фильмах, посвящённых ВОВ, рассказывала и показывала им фрагменты из «Баллады о солдате», «А зори здесь тихие», «Белорусского вокзала»… Так вот, выяснилось, что ни одного фильма ребята не видели. Хотя это патриотический клуб.

- Дело в семейном воспитании? Родители не показали?

- А где они покажут? В коммерческом кинотеатре? Нет.

   
   

- Есть Интернет…

- Просмотр фильма на компьютере никогда не сравнится по эмоциональному воздействию с большим залом и широким экраном… Когда рассказывает ветеран о войне, это так не воздействует на человека, как хорошее кино. Фильм обращается не к мыслям, а к чувствам и поэтому остаётся в памяти. В апреле, накануне Дня памяти узников концлагерей, я была в школе, показывала детям фрагменты из фильмов о холокосте: «Пианист», «Список Шиндлера». Многие прослезились, потому что кино говорит не столько с умом, сколько с сердцем.

Чего стоит тот факт, что в 1944 году, когда война ещё не была окончена, а Сталинград лежал в руинах, Совнарком выделил деньги на восстановление кинотеатра «Победа», и в 1948 году он открылся. Сейчас во всех городах-героях есть такие же кинотеатры. Кроме Волгограда. У нас в «Победе» занимается ГДЮЦ, собственное здание которого никак не отремонтируют. Сколько мы ни боролись за возвращение кинотеатра - воз и ныне там. А когда-то именно «Победа» была центральной площадкой для встреч кинодеятелей и зрителей! Например, в 1975 году во время фестиваля антифашистского кино у нас было свыше двухсот именитых гостей: Анджей ВАЙДА, Ванда ЯКУБОВСКАЯ, Сергей БОНДАРЧУК и др.

Грустно, что сегодня в регионе нет ни одного кинотеатра, где можно было бы показывать патриотические фильмы. Раньше мы имели 900 клубов, и в каждом проектом был предусмотрен кинозал. А сейчас восемь районов области не имеют кинопоказа в принципе. Более того, даже те залы, которые есть, могут окончательно кануть в Лету. 2014 год - конец плёнки. Все фильмы будут сниматься исключительно в цифровом формате. Имеющиеся районные кинозалы оснащены оборудованием, предназначенным для демонстрации только плёночных фильмов. Им станет не на чем показывать новые картины! Тот же «Сталинград» Бондарчука, к примеру. Программа по цифровизации муниципальных кинотеатров не выполняется из-за отсутствия финансирования. Фильм о нашей Победе увидят китайцы, а до жителей глубинки Волгоградской области он не дойдёт. Власти осознанно убивают культуру.

Ощущение Родины

- Что такое, на ваш взгляд, вообще - патриотизм?

- Это понимание того, что для тебя значит твой город, твоя земля, твои родители, твоё окружение, твоя культура, книги, кино, театр. Это твое ощущение Родины, родное, близкое, которое нельзя потерять, даже переселившись в самую благополучную страну. Немцы Поволжья, после того как их выселили в Казахстан, уехали на историческую родину в Германию. Но многие вскоре вернулись в Россию, потому что здесь они выросли, по духу своему стали людьми русской культуры. Хотя в Германии жизнь намного благополучнее.

- Получается, от уровня жизни любовь к Родине не зависит?

- Сложно сказать. Но я вижу, что талантливые люди всё чаще стараются найти себя за пределами Волгограда, а то и России. Говорю не только о деятелях искусства. Государство сегодня, чтобы остановить этот процесс, должно обращать повышенное внимание на воспитание молодого поколения. Поэтому, в частности, нам нужен кинотеатр - площадка, где можно будет показывать хорошие, добрые фильмы. Раньше в каждом районе области были клубы юных друзей кино. Во время летних каникул в «Победе» проводился слёт, куда мы приглашали именитых актёров и режиссёров. Однажды у нас был Ролан БЫКОВ, говорил с детьми, как товарищ!

- Кого приглашают сейчас? Есть ли современные режиссёры, чьи картины могут повлиять на подрастающее поколение?

- Недавно к нам приезжал Фёдор БОНДАРЧУК, представлял «Сталинград». Мне фильм показался перегруженным спецэффектами, хотя человеческая история там подана хорошо. Но мне всё-таки ближе наши старые фильмы…

- Чтобы вызвать гордость за Родину, фильм обязательно должен быть о войне?

- Нет, патриотизм включает в себя культуру народа и страны, достижения в других сферах, то, что трогает душу. «Легенда №17» - вот вам патриотизм! Проблема в том, что у нас подобные картины могут делать только несколько человек и им ещё надо суметь выбить деньги на проект. Недавно был фестиваль «Окно в Европу», участвовали практически одни дебютанты. Большинство фильмов оказалось подражанием Западу.

- Ну, возможно, у Запада есть чему поучиться…

- У Спилберга? «Спасение рядового Райана»? Не надо! Ведь дело не в спецэффектах, а в мере таланта… Вот вам все проблемы патриотического воспитания - хорошее кино и место, где его можно посмотреть.

ДОСЬЕ

Зоя Финкельштейн родилась 29 ноября 1928 года на Украине. Работала ректором Народного института культуры Украины, где начала организовывать первые кинопоказы. В Волгограде работала директором межобластного отделения «Киновидеоцентра». Постоянный участник «Кинотавра», Московского кинофестиваля и др.

Смотрите также: