Смотрю любительский видеоролик – три девушки играют на гуслях. Слушаешь и не веришь, что легендарный инструмент может так околдовать душу, что вместе с ней она станет плакать и смеяться, рассыпаться бисером и журчать рекой. Такое ощущение, что эти волшебные звуки трогают что-то глубоко в душе на генном уровне, потому кажутся настолько родными, что и не передать.
Древнерусское радио
Татьяна Васильева – единственный гуслист на всю Волгоградскую область. Гуслист, истово, пламенно влюблённый в свой инструмент уже 12 лет. Хотя окончила Татьяна училище им. Серебрякова по классу фортепиано, а с гуслями познакомилась случайно. Оркестр русских народных инструментов им. Калинина приобрёл двое гуслей, играть было некому – так начался роман Татьяны с гуслями.
Но начался он непросто.
– От игры на фортепиано с гуслями общего только постановка руки, – рассказывает Татьяна. – Как на них играть, даже не представляла. Дирижёр всячески способствовала освоению гуслей, и была рада, когда появились звончатые гусли.
Стала искать учителей. Но в Волгограде их нет и не было никогда. В этой стороне России даже исторически гуслей не водилось. Для их создания просто не было дерева. Даже балалайки привозились из средней полосы. Учителей нашла в Москве и Петербурге.
Гусли – один из древнейших музыкальных инструментов на Руси. Его ещё называют русской арфой, которую считают отдалённой прародительницей гуслей. Раньше гусляры-летописцы ходили по деревням и весям и под мелодию пересказывали новости – как радио, только на древнерусский лад. Потом гусли освоили скоморохи, а с ними церковь мириться категорически не желала. В результате исчезли и те, и другие. Царь Алексей Михайлович повелел всех скоморохов отправить на каторгу, а гусли – сжечь. О них практически забыли до начала ХХ века. Самое забавное, что теперь батюшки гусли любят и чествуют. Татьяна даже выступала с 15 гуслистами в храме Христа Спасителя перед духовенством.
Исцеление музыкой
Татьяна мечтает вырастить себе достойную смену, чтобы это чудесное искусство не пропало в Волгоградской области. Кроме оркестра она работает в двух музыкальных школах Волжского, организовала ансамбль «Волжские гусляры», где играют дети. «Может, хоть они научатся. И ведь есть такие талантливые дети. Первый раз сели и сразу же заиграли. Такое редко, но бывает. Для развития нужны домашние инструменты, а они недешёвы – от 20 000 рублей и до бесконечности», – говорит Васильева.
– Я стараюсь с малышами заниматься, как гуслист Любовь Басурманова, – говорит Татьяна. – Она рассказывает им свои сказки, наигрывая при этом. Ну, например, жил-был большой колокол, который увезли с колокольни. Он очень страдал, хотел спастись бегством, но упал и разбился на тысячи кусочков, из которых отлили валдайские колокольчики. Мы тоже с самыми маленькими детишками берём сказку, выбираем персонажей, каждому персонажу присваиваем музыкальную тему. Фигурки персонажей рассаживаем на гусли, и вот сколько раз лошадка подпрыгнет, столько раз ребёнок должен задеть струну. Так на образах рождается мелодия.
Гусли используют и в лечебных целях. Петрозаводский врач и музыкант Сергей Стангрит занимается с детьми, больными тяжёлыми формами ДЦП, на кантеле (ближайший музыкальный родственник гуслей). Это называется кантелетерапия. «Когда они играют, наступает заметное облегчение, слушаются сведённые бесконечной судорогой ручки и ножки. А гусли могут быть ещё эффективнее. Если положить инструмент на колени и просто провести рукой, вы почувствуйте от груди до колен вибрацию инструмента, как музыка проходит и словно лечит весь организм», – подытоживает Татьяна Васильева.
КСТАТИ
Это вам не на нервах играть!
Чрезвычайно сложно и искусство изготовления инструмента. Считается, что русские гусельные «страдивари» жили на Псковщине. Именно там делали и делают самые лучшие гусли. Но есть и волгоградский мастер Михаил Стрельцов. Он рассказал Татьяне, что деревянная заготовка должна простоять 50 лет, чтобы высохнуть до нужного состояния. Вся сложность в том, чтобы натяжение струн не свернуло дерево. Поэтому по краю инструмента вставляется специальный груз. Лучше всего его делать из африканского дерева, прочного как камень. В полости инструмента вставляют деревянные пружинки, их расположение – это секрет каждого мастера. От того, поперёк или по диагонали они расположены, зависит звук инструмента.
Смотрите также:
- В Суровикинский психинтернат берут не всех →
- В Волгограде серьезно занимаются голубями →
- Корова для Ани и медведь для Жени →