«Голубеведение» – это целая наука, которой в Волгограде занимаются в городском клубе любителей голубей.
Для одного из его вдохновителей, Станислава Фрешера, как в небезызвестном фильме, голуби – это целая жизнь.
С первого взгляда
– Вместе с семьёй и моими голубями – их тогда уже было около сотни, я переехал из Сибири в Волгоград в 1981 году. Там голубеводство было излюбленным увлечением. Из 56 домов нашего посёлка в 15-16 держали голубятни. Здесь тоже встретил соратников по интересам, начали общаться, и появилась идея создать клуб любителей голубей. А в 1996 году я вместе с семьёй эмигрировал в Германию. И, конечно, птиц взял с собой. Вернулся через несколько лет в Россию и обнаружил, что клуба нет. Пришлось вновь официально подтверждать существование и деятельность нашей организации.
В семье Фрешеров все увлечены голубями. Дед, тот и вовсе с Брежневым голубей гонял. И всё-таки главным остаётся Станислав. У него с ними особая любовь, свой птичий язык.
– Мне не было ещё и пяти лет. Декабрь, холод ужасный — мы тогда в Кузбассе жили, во времянке. И вот я заметил, как на чердак залетел голубь. Деду, заядлому голубятнику, об этом сказал. Он, кстати, даже сидя на зоне, будучи политическим заключённым, умудрялся голубей водить. Не мог без птиц. Так вот, сделали мы клетку для моего «первенца». А уже через несколько недель у меня было больше десяти голубей. Так и пошло. Полюбил голубей раз и на всю жизнь... Этот первый голубь у меня прожил двадцать четыре года. Только представьте – в среднем они проживают десять, в лучшем случае пятнадцать лет.
Более половины голубеводов считают своих птиц источником доходов. Для них это коллекция, пополняющая семейный бюджет. Посчитать прибыль нетрудно. Отдать голубя на выпуск на свадьбу, например, или юбилей для самого хозяина птицы стоит несколько сотен рублей. А посредники попросят с желающих выпустить птичку в небо уже около тысячи. Многие с утра до ночи делают свой нехитрый бизнес на вольерных голубях. Эти птицы мгновенно летят домой, делая максимум круг. И всё же голубеводство — затратное увлечение. Более тонны пшеницы на сезон, просо, ячмень, семечка... В год выходит более 30 тысяч рублей.
– Продаю голубей редко, чаще раздариваю, – признаётся Станислав. – Ведь не в деньгах только счастье. Какое бы у меня плохое настроение ни было, только я захожу в вольер, сразу меняюсь. Через 15 минут — уже совсем другой человек! За ними так увлекательно наблюдать: всё как у людей — и любовь, и измены, хорошие родительские качества и плохие.
Летая по кругу
В Волгограде держат в основном высоколётных николаевских голубей, царицынских – они летают по кругу, дубовских, курских. Это самые распространённые декоративные породы. Кстати, «царьков» вывели именно у нас в регионе.
Вот уже несколько лет мне не давал покоя вопрос – как можно вот так запросто отпускать голубя, совершенно не боясь, что он улетит. И вот ответ.
– Это порода такая — спортивная, у них привязанность к дому на генном уровне заложена. После выставки я своих «ребят» выпускаю. Так они все до дома сами добираются. Выпусти голубя другой породы, он останется там, где очутился. Раньше спортивных голубей я держал как кормильцев – у них родительские качества очень развиты: выкармливают чужих птенцов, яйца подложишь им – высидят. И часто выезжал с ними на выставки, например, в Ростов, а по окончании мероприятия выпускал. Так они уже меня встречали дома, долетая до Волгограда быстрее, чем я добирался на машине.
P.S. Не так давно Станислав улетел. В смысле окончательно перебрался в Германию – там, как он сам рассказывал, видимо, не только с людьми проще, но и с голубями. Теперь за чистоту породы в волгоградском клубе любителей голубей борются уже без него.