Бывший главный тренер сборной России по футболу среди инвалидов Евгений Григорьев рассказал «АиФ-Волгоград», как тренируются спортсмены с ограниченными возможностями, сложно ли с ними работать, как научить побеждать и есть ли будущее у футбола в регионах и стране в целом.
Жажда жить помогает побеждать
Наталья Кузьменкова, «АиФ» - Нижнее Поволжье»: Евгений, вы же не сразу стали тренером футболистов с ограниченными возможностями? Как всё начиналось?
Евгений Григорьев: С двух лет вместе с отцом ходил на стадион. Папа был футболистом, играл за сталинградские команды «Трактор» (сейчас «Ротор») и «Торпедо». Видимо, любовь к этому виду спорта передалась мне от отца. Я сам играл за «Монолит» (до этого команда называлась «Металлург»), а в 1980 году окончил Волгоградский государственный институт физической культуры.
После института я был тренером «Монолита». Кроме того, подрабатывал в домоуправлении. Пять лет трудился учителем физкультуры в родной школе №20. В 1990-е годы пришлось на время забыть о работе тренера. Кем я только не успел поработать: и грузчиком, и охранником. Однажды мы с ребятами-грузчиками решили поиграть в футбол во время обеда. А сразу после нас играть пришли инвалиды. Такое я видел впервые.
Мой товарищ, тренер по гандболу, который в то время тоже был грузчиком, посоветовал меня начальнику команды инвалидов Ивану Николаевичу Иванову - у ребят не было наставника. Вот так мы и начали работать.
- Трудно было?
- Первый раз шёл на тренировку с дрожью. Волновался, честно скажу. И так весь первый месяц - у меня будто комок в горле стоял. Но потом так привязался к ребятам. А теперь, спустя 20 лет, для меня они стали семьёй.
- Вы долго были главным тренером сборной России по футболу среди инвалидов, а теперь - консультант команды. Слышала, что волгоградская команда часто занимает призовые места. В чем секрет успеха?
- Я только недавно вернулся с Кубка Европы в Польше, где российская сборная стала серебряным призёром. Представьте, наши футболисты - пятикратные чемпионы мира, пятикратные серебряные призёры чемпионата мира и трёхкратные чемпионы Европы. Другой более титулованной команды в мире просто нет. Если говорить о волгоградском «СКИ-академия» (Спортивный клуб инвалидов - Ред.), то ребята двухкратные чемпионы России и множество раз занимали другие призовые места на различных соревнованиях. Секрет успеха в том, что у этих парней невероятная воля. Понимаете, они не просто играют, они борются за свою жизнь, за право её продолжать. Каждый из них понимает, что поменять коляску, поставить новый протез - это огромные деньги, которые они могут заработать только на чемпионатах мирового уровня. Именно их жажда жить помогает побеждать.
Обыграют и здоровых
- Сколько волгоградских футболистов играет в сборной?
- Сейчас заявлены трое: заслуженные мастера спорта Валерий Садовский, Александр Кожакин и Игорь Гамаонов (капитан сборной России). Волгоградцы Садовский и Кожакин - участники Второй чеченской кампании. Вместе служили, считали дни до дембеля и незадолго до него подорвались на мине. Но ребята не сломались, а пришли ко мне. Что же касается Игоря, то он сам захотел присоединиться к волгоградской команде, хотя он из другого города, и это притом, что волгоградским футболистам не платят зарплат. А вообще были времена, когда от Волгограда ездило [в сборную] по семь человек. Но теперь всё упирается в финансирование, увы.
- А у команды есть спонсоры?
- Спонсоров нет, хотя они очень нам нужны. Перед чемпионатом мира по футболу-2018 многие денежные выплаты футболистам-инвалидам были порезаны или вовсе отменены. Конечно, все мы понимаем, что для проведения такого крупного спортивного события мирового масштаба нужно было чем-то жертвовать. Но когда встают вопросы о том, что у местной власти нет денег на то, чтобы оплатить тем же «сборникам» поездку на чемпионат, становится до боли обидно. Я знаю, что в других городах игроки таких команд получают неплохие зарплаты - по 15-20 тысяч. В Волгограде всё держится только на том, что наши футболисты-инвалиды любят футбол, это их страсть.
- Как проходят ваши тренировки? Как вы общаетесь с командой?
- Тренировки «СКИ-академии» проходят шесть раз в неделю. А по субботам я ещё тренирую и ветеранов - любителей футбола, которым больше 55 лет. Есть у меня в ветеранской команде и двое 72-летних. Я сам по жизни оптимист и люблю то, что делаю. Мои «мальчишки» - очень дружные. Мы все держимся друг за друга: я за них, они за меня. На тренировках, если я вижу, например, что кто-то коряво дал пас, то могу сказать: «Ты чего играешь, как инвалид?». И никто не обижается, потому что понимает, что сплоховал и надо играть лучше. В общении с инвалидами в обществе есть две крайности - жалость и стеснение. Я же отношусь к ним, как к равным.
- А бывают забавные истории?
- Конечно, их на самом деле множество. Однажды мы ехали на очередные соревнования на поезде. Размещались в обычном плацкарте. Один из ребят отстегнул протез и положил под подушку, да так, что он торчал. Заходит бабушка, видит эту картину и падает в обморок. Женщину привели в чувства, но смеялись ещё долго. Помню ещё, как в 2004 году, когда меня только назначили тренером сборной России, мы приехали в Грецию. Отыграли и решили пойти на море. Футболисты увидели, как на пляже народ играет в волейбол, и стали просить у меня разрешения тоже поиграть. Я разрешил. Так они выиграли, притом что играли со здоровыми парнями. И каково же было удивление людей на пляже, когда один из моих ребят стал крутить сальто на песке, отталкиваясь одной ногой и приземляясь на неё же.
Хороший футболист - голодный футболист
- Интересно ваше мнение как тренера. Чего не хватает в прошлом успешному волгоградскому ФК «Ротор», чтобы побеждать?
- Патриотизма. Не хватает волгоградских игроков, которые бы играли за честь родного города. Понимаете, в наше время мы играли именно так: играли за Сталинград, за Волгоград, за Родину! А теперь все играют за деньги. Мне очень жаль, что ушёл Сергей Павлов - это был отличный тренер, думаю, он вывел бы «Ротор» к победам. Обидно, что тех ребят-футболистов, которые боролись и хорошо проявили себя, отправили из команды. Если честно, перед тем, как требовать каких-то результатов, нужно дать тренеру хотя бы три года. Это тот срок, за который из команды уже можно что-то вылепить.
- А кто у вас любимый игрок?
- Лионель Месси. Он такое вытворяет с мячом, что кажется, будто он из космоса прилетел. А из современных российских игроков трудно кого-то выделить. Пожалуй, Головин сейчас очень перспективный игрок, но главное, чтобы не зазнался. Хороший футболист - это голодный футболист, который борется за победу. А когда зарплата игрока не меняется от того, выиграл он или проиграл, то зачем стараться? Одной месячной зарплаты любого футболиста российской футбольной первой лиги хватило бы, чтобы провести чемпионат России среди команд, где играют инвалиды.
- А в будущее российского футбола верите?
- Будущее должно быть. Хотя честно скажу, что будущее российского футбола пока туманно.
- Но на чемпионате мира наша сборная показала неплохой результат. Разве не появился тот самый патриотизм, которого не хватало? Не прибавилось веры в футболистов?
- Изначально мало кто верил, что Россия вообще выйдет из группы. Но в душе, наверно, каждый всё же надеялся. А когда это произошло, очень захотелось, чтобы сборная вышла и в полуфинал. Четверть - тоже хороший результат, но всё-таки его пока недостаточно, чтобы говорить о каком-то подъёме. Это стало подъёмом для отдельных игроков и, конечно, для тренера. Нашего тренера, что радостно. У нас много талантливых тренеров, а мы всё зачем-то иностранных ищем. Мое мнение, что зарубежные наставники работают только за деньги, а для российской сборной этого недостаточно. Должна быть идея, патриотизм. Честно скажу, пока не знаю, что это должен быть за выигрыш такой, чтобы говорить о каком-то светлом будущем для российского футбола.
- А какие у вас лично мечты?
- Выиграть Паралимпийские игры. Когда-то в институте я мечтал выиграть чемпионат Европы и мира, правда, тогда даже представить не мог, что стану тренером футболистов-инвалидов. Эти мечты сбылись, теперь осталась только Паралимпиада.