Жилищные инспекторы - это добровольцы, прошедшие специальное обучение. Как правило, это обычные жильцы, вроде нас с вами. При этом стоят на страже интересов других собственников.
Благодаря полученным знаниям они могут разобраться, правильно ли управляющие компании тратят деньги потребителей, правильно ли убирается и ремонтируется подъезд, благополучно ли техническое состояние дома, не пора ли делать ремонт и менять прохудившееся оборудование, и многое другое.
Главное, чтобы не ссорились
Появление жилищных контролёров стало возможным благодаря изменениям в Жилищном кодексе. Ещё в 2016 году в регионе началась программа обучения жилищных инспекторов, которая проходит под контролем комитета ЖКХ и ТЭК администрации Волгоградской области. Проект обучения проходил на средства, выделенные в качестве гранта президента РФ. Обучение было бесплатным. После прохождения курсов выпускники получили удостоверения с правом проведения жилищного общественного контроля. Отдельную группу жильцов подготовили по такому направлению, как общественный контроль за качеством капитального ремонта многоквартирного жилого фонда.
«Мы ежедневно получали десятки обращений о нарушениях, связанных с работой управляющих компаний, - рассказывает руководитель Центра содействия развитию общественного контроля в сфере ЖКХ Олег Капустин. - Наши общественные инспекторы - это собственники, не добившиеся ответа на свои наболевшие вопросы от управляющих компаний. И новая задача - это наладить диалог между инспекторами и управляющей компанией. Чтобы коммунальщики не думали, что мы всеми правдами и неправдами хотим подловить их на нарушениях, а наоборот, принимали нашу помощь».
Наблюдатель в каждый дом
По данным регионального Центра содействия развитию общественного контроля в сфере ЖКХ, в рамках обучающего грантового проекта подготовлено более 500 инспекторов, 290 из них уже постоянно заняты в проверках. Все они за время обучения получили юридические знания, узнали, как правильно оформить нормативные акты, задокументировать нарушения. Итоги проверок они должны передавать в надзорные органы города и области для принятия решений. Фактически общественники теперь каждую неделю выходят на проверочные рейды.
«Решать вопросы в сфере ЖКХ мы учим настойчиво, в рамках правового поля, - говорит ректор АНО ДПО «Международная академия профессионального обучения» Елена Шилина. - Обучение прошли и более 100 жителей домов Волжского. А благодаря Фонду президентских грантов, мы смогли расширить географию, охватив районы области.
Работы у инспекторов и правда много. «Только в Волгограде насчитывается свыше 7 тыс. многоквартирных домов, - говорит руководитель жилищной инспекции Волгограда Андрей Богомолов. - И проверками во всём этом фонде сейчас занимается 20 штатных инспекторов. Объём работы огромный. Поэтому важно сделать так, чтобы в каждом доме был общественный наблюдатель, который бы точечно указывал на проблему и помогал нам в наведении порядка».
Учебно-домовая практика
В ходе обучающих курсов будущих общественных инспекторов приглашали на своего рода «полевую практику». Она была организована в одном из многоквартирных домов в Дзержинском районе Волгограда. В ходе таких занятий начинающие контролёры учились определять состояние коммуникаций дома, включая инженерные сети, и даже сформировали предложения к местной управляющей компании, как снизить теплопотери в этом доме в отопительный сезон.
«Стать общественным инспектором может любой житель, который готов отстаивать интересы не только жильцов своего дома, но и горожан, - убеждён выпускник курсов общественных инспекторов ЖКХ в 2016 году Владимир Комлев. - Для этого необходимо получить специальные знания по жилищному праву, включая Жилищный кодекс и другие основные законы, правовые акты, регулирующие коммунальную сферу. Нужно также знать основы экономического, финансового устройства коммунальной сферы, особенности организации коммунального бизнеса и различных форм управления домами. И, разумеется, нужно обладать коммуникативными способностями».
Памятка для работы общественного инспектора в сфере ЖКХ
Что он должен уметь?
- Оценить качество оказания жилищных услуг.
- Грамотно документально зафиксировать нарушения в предоставлении услуг, качестве ремонта либо обслуживании дома.
- Оценить недочёты при уборке придомовой территории, внутри подъезда.
- Проанализировать документы, отчёты о деятельности управляющей организации, провести общественное слушание, визуальный контроль качества управления домом в присутствии представителей управкомпании.
Как ему уведомить УК о рейде?
- Накануне контрольного рейда общественный инспектор письменно или устно уведомляет УК о намерении провести личный контрольный осмотр дома или группы домов в управлении данной организации. В течение 20 дней с момента подачи запроса управляющая организация должна согласовать точную дату общественного рейда.
- В согласованную дату проверки управкомпания отправляет в рейд общественного контроля своего представителя - мастера участка, кого-то из руководства жилищной компании или других ответственных лиц.
На что он имеет право?
- В соответствие с законами «Об общественном контроле» и «Общественном жилищном инспекторе», общественный инспектор может контролировать любой аспект деятельности управляющей компании, не относящийся к сфере коммерческой тайны.
Что он может проверять во время рейда?
- Проверка состояния дома начинается с фасада, отмостков, козырьков, входных групп подъезда.
- Состояние переходов, лестничных маршей в подъезде, нежилых помещений из общедомового имущества, включая качество текущего ремонта подъезда.
- Состояние технического подвала и инженерных коммуникаций в нём, включая общедомовые приборы учёта, электросетей, сторонних сетей - кабели интернет-операторов, системы отопления, вентиляционной системы, лифтового хозяйства, качество благоустройства и уборки придомовой территории и т. п.
Что он должен сделать после рейда?
- По окончании проверочного рейда, осмотра дома составляется акт общественной проверки, который заверяется подписью общественного инспектора и представителя управкомпании. Такой акт может быть использован в качестве обоснования для более профессиональной оценки деятельности управкомпании со стороны ГЖИ, местных органов власти, надзорных органов - прокуратуры, Роспотребнадзора и т. п.
Может ли он подменить инспектора гжи?
- Нет. Контролирующая работа специалистов ГЖИ, муниципальной жилинспекции регулируется отдельными законами. Предписание профессиональных инспекторов являются для коммунальщиков обязательными к исполнению. В то время как общественных - лишь рекомендательными.
Полезно знать
Информацию о деятельности общественных инспекторов и общественном контроле можно получить здесь:
Общественная приёмная по вопросам ЖКХ. Адрес: Волгоград, ул. Голубинская, 1. Тел. (8442) 35-27-31.
Филиал общественной приёмной по вопросам ЖКХ в Волжском. Адрес: Волжский, пр. Ленина, д. 59. Тел.: (8443) 31-24-10, 8-960-886-71-11.
Центр информационной поддержки реформы ЖКХ. Волгоград, ул. Голубинская, 1. Тел.: (8442) 37-39-01, 35-27-32. E-mail: center@gkh-volga.ru.
Горячая линия по капитальному ремонту. Тел. (8442) 94-22-78.
Материал подготовлен в рамках проекта «Умная коммуналка»