Казалось бы, диаметрально противоположные понятия – крестьянское подворье с музеем народного быта и современная молодёжь. Но старшеклассница одной из школ Волжского Софья Ерёменко решительно ломает подобные стереотипы. Она настолько погружена в тему народных ремёсел, традиций, обычаев, что может рассказывать об этом часами с горящими глазами.
Погружаясь в былое
Проект «Подворье Живинка», который воплотил мечту юной волжанки о погружении в прошлое, – это семейная инициатива, воплощённая родителями Софьи при её активном участии. Как рассказала она на площадке недавно прошедшего молодёжного форума в историческом парке «Россия – моя история», в их семейном подворье проводятся интерактивные экскурсии: гостей обряжают в крестьянские сарафаны и рубахи, проводят для них мастер-класс по колке дров, бондарному ремеслу, учат водить хороводы и устраивать потешные игры, демонстрируют настоящую ремесленную мастерскую, дают возможность покормить домашних породистых коз, потчуют чаем на травах с пирогами, показывают красоту окрестных дубовых рощ и заволжской поймы.
Хотя изначально ничего не предвещало такого поворота событий – изначально жизнь многодетной мамы, экскурсовода по профессии Веры Ерёменко была вполне схожа с образом жизни многих тысяч горожанок. Только вот в душе теплилась мечта – построить или прикупить за городом частный дом в каком-нибудь живописном месте, и непременно с большим садом и огородом. И когда семья увидела в продаже старенький домик в пригородном хуторе Закутском, что находится в пойме на полпути между Волгоградом и Волжским, то сомнений не было: покупаем!
«Мы с мамой до этого читали литературу про традиции шелководства в Заволжье и в Ахтубинской пойме, а в итоге выписали через интернет-площадку грены, или яйца бабочки-шелкопряда, – со знанием дела говорит Софья Еремёнко. – Нам хотелось воссоздать старинные технологии производства шёлковых коконов, как это происходило в наших местах два-три века назад. Из грены вылупляются личинки. Они начинают развиваться, едят они исключительно листья тутовника. За месяц вырастают до гусениц, окукливаются – так получаются коконы. Затем личинка превращается в куколку, а ещё через 10 дней из куколки появляется бабочка. Сама нить кокона, которую насекомое производит, и есть первооснова шёлка».

При этом в ходе общения с местными жителями выяснилось интересное обстоятельство – оказывается, качественную шёлковую нить в здешних местах выращивали не только в царские времена, в петровскую и екатерининскую эпоху, а и много позже. Даже в довоенные советские годы здесь массово произрастали тутовые промышленные деревья. Качество получаемых на местных шелковичных фермах шёлковой нити был отменным. И всё это два-три поколения жителей назад!
Дом с историей
Дом, который купила семья в Закутском, на поверку оказался... почти готовым музейным пространством с богатой историей.
«Когда папа начал разбирать помещения в доме, там обнаружилось огромное количество не только старых советских артефактов, но и предметов рубежа XIX-XX века, что навело на мысль показать всё это другим, – продолжает рассказ Софья. – Когда мы потом с одноклассниками на прилегающем к дому участку устроили что-то наподобие субботника, то нашли немало предметов, назначения которых совершенно не знали. Было интересно услышать их историю, узнать, как они ранее использовались».
А нашлось в доме с историей многое: детские люльки, ткацкий и плотницкий станок, рыбацкие снасти, разнообразные инструменты. И сейчас всё это можно подержать в руках, прикоснуться к старине и ремёслам.
В итоге семья Ерёменко решила объединить в смысловом, историческом, экскурсионном плане дом крестьян и традиции шелководства воедино. Теперь на входе в дом-усадьбу гостей встречает русская печка, внутри – убранство крестьянского дома, деревянные скамьи, станки, ухваты, кадки, бочки, самовар и многое другое. Всё настоящее.
Софья увлеченно рассказывает и о норове домашних коз, и особенностях русского танцевального хоровода, где, по её словам, «столько тонкостей и деталей – сразу всего не запомнить и освоить».
Получается, вначале заинтересовавшись лишь воссозданием техники изготовления шёлка, теперь юная волжанка вместе с семьёй популяризует и возрождает лучшие народные традиции, развивает этнотуризм и укрепляет интерес к прошлому. Софья уже сейчас наравне с родителями, а иногда и самостоятельно проводит экскурсии и устраивает с гостями интерактивные фольклорные программы. И абсолютно убеждена: знания о собственных корнях – первостепенны.
История
Согласно данным историков, шёлковые заводы стали активно появляться на берегах Ахтубы и в окрестностях Царицына во времена царствования Екатерины II. Императрица освобождала производителей от налогов, предоставляла земли, разрешала выдавать беспроцентные ссуды и дозволяла покупать окрестные деревни для снабжения заводов рабочей силой.
Однако, несмотря на все предпринятые меры, ахтубинская шёлковая промышленность не дала желаемого результата. Отрасль была мало изучена и давала слабый выход товарной нити, не было специалистов, не велось и массовое обучение новых мастеров. В отсутствие госпрограмм поддержки промышленное шелководство на Нижней Волге стало неуклонно угасать, хотя очагами сохранялось в некоторых колхозах и совхозах даже в первые десятилетия бывшего СССР.