Третью очередь мостового перехода через Волгу в виде широкополосной автострады от Краснослободска до Средней Ахтубы проектировщики предлагают строить не по действующей дороге, а прямо через пойменный лес. К каким последствиям для экологии это может привести, разбирался «АиФ»-НП».
Дубы на заклание
В региональной Общественной палате эксперты обсудили неожиданную проблему, связанную с третьей очередью строительства мостового перехода в Волгограде. Она соединит мост и путепровод через Ахтубу. И если первая часть проекта будущей трассы, от Лебяжьей Поляны до ахтубинского моста, не вызывает вопросов, то вторая часть, от Лебяжьей Поляны до Краснослободска, спровоцировала бурную дискуссию. Ещё бы – ведь под вырубку, согласно проекту, должны пойти 2709 дубов в Волго-Ахтубинской пойме, а общее число приговорённых к сносу деревьев достигнет 8,5 тысяч.
По словам общественника Вячеслава Черепахина, проблема связана с тем, что закладка под проект этого участка территории поймы происходила более двух десятков лет назад. Тогда об особой значимости поймы между Волгой и Ахтубой задумывались, мягко говоря, слабо. В наши дни, убеждён Черепахин, нужно искать другое, более щадящее с экологической точки зрения решение. К примеру, общественники предложили регкомитету по транспорту и дорожному хозяйству подготовить расчёты по смещению трассы с центра реликтового дубового массива на несколько сот метров севернее, ближе к окраине лесной территории. Здесь в составе пород преобладают тополя, которые быстрее и легче восстановить.
«Я несколько раз задал проектировщикам вопрос, почему дорогу хотят прокладывать именно там, но ответа не услышал, – недоумевает Вячеслав Черепахин. – Облкомприроды и вовсе предлагал пустить дорогу через остров Крит, вдоль ерика Верблюд. Звучали предложения сделать дорогу на опорах, а не на насыпи, что позволит минимизировать вырубку деревьев. Всё это варианты, которые минимизируют ущерб пойме».
А что взамен?
Вместо вырубленного леса разработчики трассы обещают в качестве компенсации высадить деревья в других уголках Волгоградской области. Получается, предполагается уничтожить лес, который является одним из немногих островков лесной растительности в пригородной пойме, ничего не дав этой особо охраняемой территории взамен.
«Проект трассы третьей очереди ещё не доделан, экспертиза не пройдена, – говорит бывший главный архитектор области Александр Вязьмин. – Вопросы возникли, поскольку пока предлагаемая дорога упирается в земли лесного фонда. Нужно понимать, какое количество там зелени, каково её качество. Если лесные угодья представляют высокую ценность, возникает вопрос – нельзя ли их вообще обойти стороной?».
Вязьмин напомнил, что по одному из первоначальных проектов новую дорогу предполагали строить просто за счёт расширения действующей между Слободой и Средней Ахтубой с двух полос до шести. Но, как ни странно, у подобного вроде бы очевидного варианта нашлось немало противников. Один из аргументов звучал так: при достройке существующей магистрали до уровня шести полос по всей пойме на годы остановится движение, возникнет транспортный коллапс.
«Для меня этот аргумент – лишь свидетельство, что у нас отсталые технологии строительства и отсталое понимание, как достраивать дорогу, не перекрывая по ней движение», – убеждён Черепахин.
«Прошло лишь первое рабочее совещание, где обсуждался вопрос третьей очереди строительства мостового перехода через Волгу», – попыталась снизить накал страстей председатель региональной Общественной палаты Татьяна Гензе.
Итог пока такой – проектировщики попросили поставить обсуждение волнующей многих темы «на паузу». Соответственно, ответ на вопрос, можно ли в ходе строительства сберечь лесной массив и пощадить многострадальную пойму, остаётся открытым.
Трасса в цифрах
- 4,45 км – протяжённость трассы первого этапа (от нового моста через Ахтубу до Лебяжьей Поляны)
- Около 5,9 млрд руб. – стоимость первого этапа строительства
- 9,7 км дороги построят в ходе второго этапа
- 9 млрд руб. – стоимость второго этапа строительства