В Госдуму РФ внесён законопроект, предлагающий ограничить срок действия управляющих компаний пятью годами. Что произойдёт, если свою квалификацию УК будут вынуждены постоянно подтверждать?
Лицензия на пятилетку
Как полагают авторы новой законодательной нормы, подобный шаг должен непременно стимулировать УК к повышению качества предоставляемых услуг, повышению конкурентоспособности.
- Пока что у управкомпаний нет мотивации к повышению качества обслуживания и содержания многоквартирных домов и к повышению профессионального уровня своего персонала, - объясняет суть федеральной идеи областной законодатель Николай Лукьяненко.
Депутат напомнил, что в данный момент выдаётся фактически бессрочная лицензия на управление многоквартирными домами. В исключительных случаях, по действующему законодательству, уже получившие лицензии организации могут их лишиться. Но лишь в том случае, если нарушения в их деятельности слишком вопиющи.
Однако пока что число лишенных лицензии управкомпаний по всей стране исчисляется единицами, а вал жалоб граждан на качество ЖКУ только растёт.
Несбывшиеся надежды?
Помнится, с каким воодушевлением жильцы приняли несколько лет назад весть о введении обязательного лицензирования управляющих организаций. Казалось бы - ещё чуть-чуть, и коммунальная сфера очистится от недобросовестных компаний. Но жизненная практика быстро опровергла благие ожидания.
Например, как убедить волгоградскую пенсионерку Веру Астахову из Центрального района, что её домом управляют профессионалы? Больше года женщина добивается от представителей своей УК, чтобы после затопления от осадков в её квартире на верхнем этаже починили фрагмент кровли. Жительницу неделями коммунальщики «кормили» обещаниями, но аварийная кровля так и осталась неотремонтированной, а в квартире из-за этой нескончаемой течи даже пропал свет.
В Советском районе Волгограда жители одного из высотных домов по улице Авиаторской с содроганием вспоминают, как долго и мучительно им пришлось расторгать коммунальный «роман» с прежней управкомпанией.
- Этажи и лестничные переходы внутри дома убирались из рук вон плохо, а платежи за жилищные услуги регулярно повышались, - возмущается Сергей Моисеенко, житель дома. - Даже когда жильцы выбрали на общем собрании новую компанию-управленца, старая продолжала делать вид, что ничего не произошло, присылая свои квитанции к оплате.
- А в доме № 26 по улице Землячки в Дзержинском районе претензий к обслуживающей дом организации скопилось, что называется, выше крыши, - рассказывает общественный активист, Александр Маркевич. - Это и огромные начисления за отопление зимой, и ужасающее состояние подвала и инженерных коммуникаций, и разруха на придомовой территории. Легче пригласить к управлению дома новую организацию, чем терпеть прежнюю.
После - хоть потоп?
Опытный юрист и знаток жилищного законодательства Александр Маркевич выдержал в судах не одну «битву» с недобросовестными УК. Но на перспективы ужесточения лицензионных норм смотрит крайне скептически.
- У нас в сфере ЖКХ много передовых законов, но они не работают, - убеждён правозащитник. - Догадайтесь, например, сколько на весь миллионный Волгоград заключено официальных договоров на управление многоквартирным домом, как того требуют закон? Фактически ни одного! Вопиющее нарушение закона происходит, и когда обязательный отчёт управкомпаний перед жителями по итогам годичной деятельности превращается в пустую формальность либо коммунальщики от этого требования попросту отмахиваются.
Позицию скептиков не разделяет представитель правозащитной организации «Волгоградский Союз потребителей» Роман Сысоев.
- Пока что у УК есть стимул, чтобы единожды получить лицензию, а дальше совершенно не переживать за уровень качества своих услуг, - полагает Сысоев. - Но законодательная норма о «лицензионной пятилетке» должна всё изменить.
- Полагаю, новая норма не принесёт, увы, принципиальных изменений, - напротив, скептичен областной депутат от КПРФ Михаил Таранцов. - Действующее законодательство позволяет органам коммунального контроля и надзора в полной мере влиять на деятельность УК. Но полноценного контроля как не было, так и нет. Годами недобросовестные коммунальные фирмы действуют по схеме: «Деньги с жителей собрали - ничего не сделали - обанкротились - перерегистрировались заново». Если мы не создадим реальный заслон к допуску на коммунальный рынок недобросовестных дельцов, никакие благие нововведения не помогут.