Можно ли навести порядок с ОСАГО? «Выдавят» ли с улиц Волгограда маршрутки? На какие уловки идут заказчики госзакупок?
На эти злободневные вопросы ответил руководитель УФАС по Волгоградской области Роман Лучников.
Страховой шантаж
Лариса Шеремет, «АиФ-Волгоград»:Ваше ведомство проводило опрос автовладельцев по поводу получения полисов ОСАГО. Каков итог?
Роман Лучников: Ситуация критическая. 99% респондентов заявили о том, что при покупке ОСАГО им навязывали дополнительные услуги. 87% опрошенных согласились купить полис в комплекте с ними. Лишь 6% автовладельцев проявили принципиальность и сумели приобрести ОСАГО без навязанных допуслуг. При этом 4% автомобилистов признались, что вообще не смогли купить ОСАГО ни в одной компании.
78% автовладельцев не смогли на сайтах компаний разобраться, как подать заявление в электронном виде на получение полиса. В апреле мы провели внеплановую проверку: сотрудники нашего ведомства заходили на сайт одной из страховых компаний и пытались подать заявление на получение полиса в электронном виде. Безуспешно. По результатам проверки несколько дней назад я подписал предупреждение, которое мы вынесли в отношении страховщика.
- И какова реакция?
- Страховщики ссылаются на то, что продажа полисов ОСАГО в электронном виде станет обязательной лишь с 2017 года. Но мы и не требуем сегодня оформления договоров автострахования в режиме он-лайн! Мы настаиваем, чтобы жителям предоставили возможность подать заявление об автостраховании в электронном виде. И эту услугу должны оказывать все страховые компании уже сегодня.
- Сейчас в очереди на получение полисов в страховой компании сотни желающих. Люди, как в советское время, составляют списки очередников. Неужели нельзя навести порядок на рынке автострахования?
- Если появится возможность подавать заявления он-лайн, то сложно будет утверждать, что очереди нет. Может поэтому автостраховые компании и не торопятся вводить эту услугу?
Мы давали рекомендации страховщикам увеличить количество сотрудников, оформляющих полисы ОСАГО. Потребовать этого в рамках наших полномочий мы не можем. А вот кто действительно может в короткие сроки навести порядок, так это департамент страхового рынка Банка России, который курирует автостраховщиков. Когда в прошлом году ситуация с полисами ОСАГО обострилась, Банку России оказалось достаточно на пять дней приостановить действие лицензии некоторых страховщиков, чтоб получить моментальный положительный эффект. «Пожар» в масштабах страны погасили. Сегодня осталось три «очага напряжённости» - Волгоградская, Ростовская области и Краснодарский край.
Мутная ситуация
- Волгоград ожидает введения новой комплексной транспортной схемы (КТС). Владельцы маршрутных такси опасаются, что их выдавят с рынка. Пассажиры не хотят в час пик давиться в трамваях и троллейбусах. Как вы оцениваете ситуацию в сфере пассажирских перевозок?
- В 2015 году почти в два раза увеличилось число возбуждённых УФАС по Волгоградской области дел по фактам ограничения органами власти конкуренции в сфере пассажирских перевозок. С КТС ситуация сложная. Я бы даже сказал «мутная». Администрации Волгограда и Волжского идут законным путём. Как они утверждают, на основании нормативно-правовых актов они разработали КТС с учётом потребностей населения, изучения пассажиропотоков. Власти утверждают, что провели опрос населения и учли пожелания горожан. Но как именно были учтены все нюансы при составлении новой транспортной схемы сказать сложно.
- Как они опрашивали жителей, неизвестно?
- Не наша задача оценивать насколько точно мониторинг отразит в новой КТС потребности пассажиров. Но я удивлён, что к разработке новых транспортных схем не привлекали представителей малого и среднего бизнеса в сфере перевозок. Поэтому и возник у последних вопрос: «А не уберут ли маршрутки совсем»? За тот небольшой период времени, что я служу в Волгограде, предпринял много попыток усадить за стол переговоров представителей власти и перевозчиков. Встречи были единичны. А ведь маршрутные такси несут большую социальную нагрузку в сфере пассажирских перевозок, и не считаться с мнением частников не правильно. Но частные перевозчики уверяют, что городские власти их игнорируют, не желают слышать. И в этом они, к сожалению, правы. Они готовы на конструктивный диалог с властями, признают, что транспортная схема нуждается в обновлении, готовы к переменам и хотят озвучить свои предложения. Но власти Волгограда и Волжского их не замечают.
Главное, чтобы власти, принимающие столь важное социальное решение, не сделали хуже. Маршрутки ходят там, где муниципального транспорта никогда не было. И отказываться от привычных удобств люди не захотят. Не смирятся они и с повышением стоимости проезда, если новая КТС к этому приведёт. Кому выгодны в преддверии важных политических событий в стране социальные волнения в Волгограде и Волжском, мне не понятно.
Физика и госзакупки
- Закон о проведении госзакупок призван был сделать процедуру прозрачной, но порой условия конкурсов прописаны так, что очевидно под кого они написаны.
- Да, мы с этим нередко сталкиваемся. Иногда на конкурс для видимости конкуренции подаются две заявки, которые написаны как под копирку. Перед торгами один снизит свои предложения на 0,5% и всё, он победитель. Кроме того, заказчики любят раздувать требования. Например, в закупке товаров для уборки помещений было прописано, что заказчика устроит половая тряпка только белого или светло- бежевого цвета. В другом заказе было прописано требование к мебели: «цвет не может не быть белый». Был случай, когда при заказе на проведение сварочных работ выставлялось требование к массе атомного ядра кислорода, который входил в состав газа при проведении сварки.
- А влияет на качество сварочных работ?
- Это бессмысленное требование. Проверить массу ядра кислорода можно в НИИ, что является не только дорогостоящей, но и длительной процедурой. И на качество сварки масса атомного ядра не влияет. Просто нашёлся участник конкурса, который предоставил нужную справку. Эти уловки очевидны. В рамках наших полномочий при наличии признаков нарушения законодательства по госзакупкам, мы можем аннулировать результаты конкурсов.