Результаты соцопроса о доступности получения ОСАГО возмутили автовладельцев.
В нашей области на протяжении нескольких лет наблюдается критическая ситуация со страхованием ОСАГО.
Стальные нервы
«ОСАГО на мою машину закончилась в апреле, и я стала искать способы оформления новой страховки, - рассказывает волгоградка Татьяна Коновалова. - Очереди во всех компаниях были по пятьсот с лишним человек. В день принимают по пять-восемь клиентов. И не факт, что в итоге вам удастся оформить полис без дополнительных услуг. В Интернете нашла много предложений: «Без очередей… без дополнительных услуг по страхованию». Но, несмотря на все «без», стоимость ОСАГО у них была от 10 до 12 тысяч рублей, да и репутация этих контор вызывала сомнения. Два месяца героически простояла в очереди, которой конца и края не было видно. А потом выдалась командировка в Екатеринбург. Там страховку оформила за один день без всяких «допов» за 3 тысячи рублей. В Волгограде ничего не изменилось, нужно иметь стальные нервы, чтобы получить ОСАГО».
Нашим автовладельцам в начале лета на федеральном уровне пообещали, что проблема доступности ОСАГО будет решена. Со 2 августа этого года по инициативе Союза автостраховщиков начала действовать альтернативная система полисов через так называемого «Единого агента». Эта антикризисная мера должна была увеличить количество оформляемых договоров, следовательно, сократить очереди автовладельцев. Кроме того, автовладельцам обещали, что при «Едином агенте» им перестанут навязывать дополнительные услуги. Но ничего не изменилось. Получение ОСАГО, наличие которого обязательно для всех автовладельцев, по-прежнему проблематично.
«Создаётся впечатление, что ни у кого нет возможности заставить страховые компании не «выжимать» с нас, автовладельцев, дополнительных денег. Обидно, что мы должны ещё и оплачивать штрафы за то, что не можем приобрести ОСАГО. Нас просто вынуждают «наплевать» на закон и за углом без всяких проволочек купить хоть какую-то «бумажку», - говорит волгоградец Александр Карабаев.
Накрутить опрос
Возмущённые автовладельцы жалуются на страховщиков в различные инстанции. Так, например, в УФАС по Волгоградской области обращения автовладельцев по поводу недоступного и дорогого ОСАГО идут нескончаемым потоком. Антимонопольщики неоднократно предпринимали меры по исправлению ситуации: предлагали страховщикам принимать заявления граждан на ОСАГО в электронном виде, увеличить штат сотрудников, занятых оформлением полисов, избавиться от дефицита бланков договоров и т. п. Страховые компании к предожениям отнеслись по-разному: одни проигнорировали, другие прислушались. Но в целом ситуация практически не изменилась.
В сентябре Волгоградским УФАС был инициирован опрос общественного мнения, цель которого была выяснить, оздоровило ли обстановку на рынке обязательного автострахования введение «Единого агента». Результаты опроса озадачили своей фантастичностью. Так, на вопрос «Повысилась ли доступность получения полиса ОСАГО в Волгоградской области после введения «Единого агента»?» 68,8% от общего количества участников опроса ответили «Да». Также 68,8% ответили, что в страховых компаниях им не навязывали дополнительных услуг.
«На фоне многочисленных обращений автовладельцев с претензиями на недоступность и дороговизну ОСАГО за счёт навязанных услуг результаты опроса вызывают у нас сомнения и подозрения в их «накрутке» в интересах страховых компаний, - говорит руководитель Волгоградского УФАС Роман Лучников. - И не только нам итоги опроса кажутся нереальными. После того как мы опубликовали их на своём сайте, количество жалоб от автовладельцев значительно увеличилось. Мы пытаемся установить была ли «накрутка» при проведении опроса. Но главное не эти цифры, а то, что в действительности ситуацию с оформлением полисов обязательного страхования нельзя назвать нормальной».
Автовладельцы уповают на то, что в скором времени можно будет оформить полис в электронном виде и им не нужно будет месяцами обивать пороги страховых компаний.