Всего две недели осталось до осени - лучшего сезона для поиска работы. Уже сейчас соискатели приводят в порядок резюме. Однако современные работодатели берут в счет не только его - в поле их зрения попадают и страницы потенциальных сотрудников в социальных сетях. «АиФ-Волгоград» решил узнать, на что именно обращают внимание руководители компаний и «кадровики» и как превратить свой аккаунт в удачное приложение к резюме.
Facebook или «Одноклассники»?
«Получая резюме, мы почти всегда ищем человека в соцсетях, - рассказывает руководитель по подбору персонала одного из заводов Волгограда Виктор Сергеев. - Это хорошее дополнение к официальному портрету кандидата. Не всегда на собеседовании человек раскрывается до конца. И то, как он ведет себя на просторах интернета, может изменить впечатление, как в лучшую, так и в худшую сторону».
«Более молодых, лет до 25, обычно находим ВКонтакте, а более возрастных кандидатов - в «Одноклассниках», - уточняет собеседник. - Обычно смотрим один аккаунт - тот, что более активен».
Но для некоторых работодателей важным может оказаться уже то, с какой из соцсетей у соискателя более тесные отношения.
«У каждой сети есть своя особенность и, конечно, все зависит от того, какого сотрудника мы ищем. Если нам нужен бухгалтер, не так важно, в какой сети он активен, главное, чтобы знал свое дело. А вот если речь идет о менеджере или творческом сотруднике, есть предпочтения, - делится специалист по подбору кадров крупного рекламного агентства Елена Тарасян. - За будущим менеджером, начальником отдела хорошо понаблюдать на Facebook, где происходит больше коммуникаций и все не ограничивается репостами и фотографиями. Кроме того, по моим наблюдениям, страницу на Facebook часто ведут те, кто стремится утвердиться в собственной важности. Зачастую такие люди честолюбивы, любят добиваться внимания и признания, значит чаще всего старательны, что на руку работодателю».
«Если речь идет о творческом сотруднике, всегда любопытно посмотреть его Instagram. Эта соцсеть - идеальная площадка для проявления креативного начала. А если в альбоме только однотипные селфи либо страница вообще «спит» - такой кандидат на данную должность оставляет вопросы», - добавляет собеседница.
Сотрудник кадрового отдела признается: активность в большом количестве социальных сетей в наше время ни сколь не вредит имиджу. Скорее напротив, говорит потенциальному начальнику об энергичности и работоспособности.
Плакать - не презентабельно
Впрочем, даже самые дотошные работодатели смотрят прежде всего не на выбор той или иной соцсети, а на характер публикаций.
И даже тем, кто ищет серьезную работу, создавать деловой имидж на личной страничке вовсе не обязательно.
«Кто-то считает, что бесконечные посты о карьере, внимание к своей специальности, статьи на тему бизнеса и тому подобные вещи произведут впечатление на работодателя. Но это ошибка, - делится своими наблюдениями Елена Тарасян. - Все мы понимаем, что человек делает работу хорошо только тогда, когда работа - это не все, что он делает. Социальные сети - это все же больше личное пространство, чем рабочее, поэтому не стоит стараться выглядеть трудоголиком. Предпочтительнее, когда у соискателя есть интересное хобби - изучение китайского языка, вязание, мотоциклы, что угодно. С увлеченными людьми иметь дело всегда приятнее».
Чтобы узнать об увлечениях, потенциальный работодатель может поинтересоваться виртуальными сообществами, в которых состоит автор резюме. Стоит позаботиться, чтобы набор сообществ не выдавал ненужной информации.
Социальные сети - это больше личное пространство, чем рабочее, поэтому не стоит выглядеть трудоголиком.
А вот активный поток фото, вопреки опасениям многих, не всегда создает образ бездельника.
«Конечно, ежедневное пополнение фотоархива может насторожить. Но специалистов подбирают такие же люди. Мы осознаем, что в какой-то период человек занят больше, в какой-то - меньше. Может, именно в этот момент он как раз оказался без работы, и ему необходимо куда-то направить свою активность. Хотя бесконечный поток селфи и фото, явно сделанных под впечатлением от самолюбования, не самым лучшим образом характеризуют интеллектуальный уровень человека. Тут стоит быть осторожнее», - отмечает Виктор Сергеев.
Насторожить потенциального работодателя могут и многочисленные плаксивые и так называемые «ванильные» посты. Здесь потерять свой шанс на удачу рискуют девушки.
Дело не в том, что человек поглощен личной жизнью и будет плохо работать, объясняют «кадровики». Проблема в другом - такое поведение, хоть и виртуальное, не очень презентабельно. Если ищут, к примеру, сотрудника, которому предстоит иметь дело с людьми и заводить деловые знакомства, вряд ли такой имидж поспособствует успеху. Сейчас многие знают друг друга только в сети. Наблюдать такого вечно «плачущего» сотрудника может и потенциальный клиент. Но не у всех возникнет желание заводить деловые отношения с бесконечно рефлексирующим работником.
Еще одно правило поведения в соцсетях для тех, кто ищет работу - как и в жизни, не стоит забывать о правилах хорошего тона. Причем и за пределами своего аккаунта. Не все об этом помнят, но попасться на глаза будущему работодателю можно случайно - к примеру, в обсуждении какой-либо темы в любом из сообществ или на чужой странице. А потому на просторах интернета лучше не ввязываться в скандалы, и если вести споры, то только конструктивные и в нейтральном тоне - брать в штат строптивого работника и тем более хама не горит желанием ни один начальник.
«Абонент всегда готов»
Встречаются и потенциальные работники, которых не удается отыскать ни в одной из социальных сетей.
Сотрудники, ответственные за подбор кадров, признаются: если речь идет об относительно молодом работнике, то это все же минус. На итоговое решение о приеме он, безусловно, не влияет. Но часто это может сказать рукодоству не только о закрытости, но даже о лени и апатии. Ведь сейчас, по крайне мере для молодого поколения, соцсети - это некая необходимость. Не обязательно быть активным и заполнять аккаунты своими фото, делать репосты и выпрашивать «лайки». Но периодически выходить в сеть интересоваться тем, что происходит с людьми вокруг, сейчас обязывает время.
Для будущего начальника активность в соцсетях – это отчасти еще и некое обещание того, что сотрудник «всегда готов».
«К тому же, соцсети - это удобно, нередко их используют и для поддержания связи с сотрудниками и клиентами, для пересылки информации. И что скрывать, сотрудник, не бывающий в соцсетях - более «неуловимый» для своего начальника, - считают специалисты по отбору кадров. - В случае форс-мажора в виде срочной работы до него сложнее «достучаться». Между тем для будущего начальника активность в соцсетях – это отчасти еще и некое обещание того, что сотрудник «всегда готов».
Без фанатизма
«Даже если вы ярый карьерист и постоянное думаете о том, что за вами может смотреть потенциальный работодатель, не адресуйте ему всю активность. Такой фанатизм мало кем приветствуется, а вы при этом рискуете выглядеть несколько зацикленным, - подытоживает Елена Тарасян. - Ваша страница - не резюме, и лучше сохранить настоящее человеческое лицо. Именно оно прежде всего интересует работодателя, когда он ищет сотрудника в соцсетях. А профессиональные качества будут оценивать уж точно не по интернет-странице. Хотя рассказать о реальных успехах в работе никогда не бывает лишним».
Уволена за пост
Наталия Муллина вот уже два года - юрист в торговой компании. И первая ее «встреча» с нынешней начальницей состоялась в соцсети.
«В компании, где работала моя знакомая, появилась вакансия, и она порекомендовала меня. Тогда я пару месяцев сидела без работы, и время посвящала своему хобби - пошиву одежды. Моя страница была переполнена фотографиями в новых образах, а подписки - группами а-ля «Кройка и шитье». Когда узнала, что мой профиль смотрел потенциальный работодатель, подумала, что это провал. Считала, что выгляжу непрезентабельно, а из-за большего количества фото с нарядами - даже легкомысленно. Работу я все же получила - конечно, после собеседования. А хобби, как оказалось, не только не подвело, но и выручило. Уже не раз шила своей начальнице наряды на заказ. И наши отношения от того стали более неформальными. Кто знает, выпал ли другой случай мне проговориться о своем увлечении».
К слову, есть и печальные примеры дружбы работодателей с социальными сетями. Так, жительница Волгограда недавно лишилась должности аудитора из-за одной публикации в интернете. Девушка решила выплеснуть гнев на своих коллег в одну из социальных сетей и разместила пост, где подробно написала, что думает о них и их профессиональных качествах. Ни имен, ни названия компании девушка не указывала, но тем не менее эти сведения быстро дошли до руководителя. Спустя пару дней сотрудница, «разрешившая» конфликт столь нетрадиционными способом, оказалась официально безработной. А потому, даже заполучив работу, стоит помнить, что социальные сети - не параллельная вселенная, а часть нашей реальной социальной жизни. И придерживаться в ней стоит тех же правил, что и за пределами интернет-пространства.