Минули времена, когда на лихо проносящихся мимо подростков и молодых людей на электросамокатах, электровелосипедах или скутерах смотрели с восхищением – а что, красиво, смело, с ветерком…
Однако со временем вся эта красота превратилась в головную боль и стала ещё одной проблемой большого города. Как её решить, разбирался «АиФ»-Нижнее Поволжье».
Опасные наезды
Пока ситуация неутешительная: всё чаще транспортные средства нового типа становятся нешуточной угрозой для пешеходов, а на проезжей части большая опасность поджидает уже самих самокатчиков.
Количество ДТП растёт угрожающими темпами. Если ранее в Волгограде это были считаные случаи, то теперь неприятные инциденты с участием водителей средств индивидуальной мобильности (СИМ) фиксируются еженедельно, а иногда по несколько в день. По России в 2019 г. было зафиксировано чуть больше 100 с участием СИМ, в 2022 г. – более 940. В них погибло 19 человек.
Масштаб проблемы в обществе осознали лишь со временем, и в октябре 2022 г. власти приняли первые ограничительным меры в отношении СИМ. В эту группу отнесли электросамокаты, моноколёса, гироскутеры и другие похожие устройства, на которых можно передвигаться вне дорожной сети.
А в марте 2023 г. были внесены поправки в ПДД, которые ограничили максимальную разрешённую скорость для таких ТС до 25 км/ч и регламентировали ряд ситуаций на дорогах, связанных с СИМ. Например, установку запрещающих знаков по их движению в многолюдных местах отдыха. За нарушение предусмотрен штраф до 800 руб.
Но тут же у многих возник резонный вопрос: а кто и как будет контролировать пользователей таких средств передвижения? Камеры? ГИБДД? Полиция? Ответа нет по сей день.
«Не умеешь – катайся по квартире»
Между тем волна недовольства со стороны пешеходов и водителей относительно лихачей на самокатах растёт. Волгоградцы всё чаще выступают за строгие ограничения в этом отношении. Например, опрос сервиса SuperJob показал, что среди жителей регионов, в которых доступны сервисы аренды электросамокатов и электровелосипедов, за подобное выступают каждые 6 человек из 10 опрошенных. Среди предложенных мер – ограничение скорости СИМ до 15 км/ч, введение запрета езды по пешеходным улицам, запрет на использование самокатов лицами до 18 лет.
Весьма эмоционально воспринимают волгоградцы самокатную тему и в соцсетях. Вот лишь некоторые из подобных постов: «У нас две беды: бездомные собаки и самокатчики. Тоже надо ограничительные законы принимать», «Не умеешь кататься – катайся по квартире. Это идиотизм! По Второй Продольной, сколько раз видела, несутся на самокатах. Чуть вильнёт – сразу под колёса попадёт, а водителям потом отвечать».
Справедливости ради отметим, что всё сказанное выше – не специфическая проблема Волгограда, она наблюдается и в других регионах.
– Мне очень нравится кататься на самокате, я для этого специально из Подмосковья выбираюсь в Москву, – рассказала менеджер по продажам Наталья. – Всё хорошо, но никаких дорожек для самокатчиков в столице нет, это очень большая проблема. Все активно обсуждают вопрос, что такие дорожки необходимо создавать, а пока снижать допустимую скорость для СИМ.
– Мы вернулись с отдыха в Дагомысе, – рассказала наша читательница Ольга Сколкова. – Там перед входом на набережную сделали стоянку для велосипедов и электросамокатов, с ними дальше не пускают. И так хорошо – можно спокойно гулять по набережной, не переживать, что кто-то собьёт тебя или ребёнка.
Сейчас законодатели предлагают ввести новые нормы: не допускать эксплуатации СИМ без процедуры их регистрации, а за езду на незарегистрированном самокате предлагают штрафовать.
Пока поправки не внесены, но уже возникают новые вопросы: если всё так серьёзно, значит, кто-то должен учить людей пользоваться СИМ, информировать их о возможных последствиях. То есть нужны какие-то курсы вождения, разрешительные сертификаты.
Многие транспортники рекомендуют развести потоки самокатов, велосипедов и пешеходов. Это явно соломоново решение, которое бы устроило всех, ведь самокаты и велосипеды, если отбросить проблемы, это отличный досуг для подростков, да и для взрослых тоже. Но такой подход предполагает серьёзное изменение транспортной инфраструктуры, строительство новых дорожек. Это не только вопрос инвестиций – на большинстве улиц создавать такое СИМ-пространство просто негде.
Так что, скорее всего, любителей прокатиться с ветерком ожидает другое – серьёзное ужесточение разрешительных процедур и штрафов.
ДТП с электросамокатами
- 10 мая 2023 г. 13-летняя девочка на самокате в прогулочной зоне пр. Жукова сбила пенсионерку, которой потребовалась экстренная медпомощь.
- 25 мая 2023 г. в прогулочной зоне на ул. Ленина в центре Волгограда 50-летнюю жительницу на полной скорости сбил электросамокат с двумя подростками. Молодой человек и девушка скрылись. Пострадавшую доставили в больницу с серьёзной травмой голеностопного сустава.
- В октябре 2022 г. 34-летний мужчина на электросамокате сшиб в ночных сумерках 75-летнего пенсионера на пешеходной дорожке на Астраханском мосту. Спасти пострадавшего не удалось.
- 28 апреля 2023 г. в Дзержинском районе на ул. Хорошева 20-летний водитель «ВАЗ-2115» сбил 11-летнего мальчика на электросамокате, который двигался через проезжую часть дороги в неположенном месте. Мальчик попал в больницу.
- В этот же день в Центральном районе на ул. 62-й Армии 20-летний водитель Mitsubishi Lancer совершил наезд на электросамокат, которым управляла 19-летняя девушка. С серьёзными травмами её госпитализировали.
(По данным регионального главка МВД и облздрава)
Комментарии
Правозащитник Алексей Ульянов: «Почему аварии с электросамокатами случаются сплошь и рядом? Очевидно, что управляющие СИМ дети и подростки не знают правил дорожного движения, их этому не учат.
На мой взгляд, есть только одно верное решение – аутентификация пользователя, который берёт самокат. У компании по прокату электросамокатов должен быть оператор, чтобы желающий взять устройство в прокат сфотографировал не только кьюар-код, но и себя, свой документ и направил его оператору. После следует дождаться одобрения поездки. Малолетним детям следует вообще запретить пользоваться СИМами без взрослых!
Присоединяюсь к тем, кто выступает за ограничение скорости электросамокатов. Нормы законов нужно менять, в том числе и местные.
Волгоград – туристический город, туристический кластер. Так определяйте места, где можно гонять на самокатах, где нельзя – там штрафуйте. Убрать полностью электросамокаты невозможно, но навести порядок реально».
Депутат Госдумы, комитет по ЖКХ, Александр Якубовский: «В стране постоянно растёт число ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ): в 2019 г. было зафиксировано 147 случаев, в 2020-м – 430, в 2021-м – 704, в 2022-м – 976. За прошлый год в таких авариях пострадал 941 человек. Рост таких ДТП показывает, что уже внесённые изменения и ограничения по применению СИМ пока не работают. Необходимо обеспечить безопасность пешеходов, снизив допустимую скорость электросамокатов».
Житель Волгограда Максим Гелунов: «На днях наблюдал семью из трёх человек, летящих на одном (!) арендованном самокате по тротуару, не разбирая пешеходных переходов. А ещё недавно неопытный самокатчик чуть не сбил мою дочь на тротуаре Астраханского моста. Получается, в нашем городе больше нет тротуаров, а есть проезжие части для самокатов и велосипедов, на которых пытаются выжить пешеходы. Это хаос! Я уже думаю надевать жёлтый жилет и двигаться пешком по проезжей части, как прописано в ПДД, так как там безопаснее. Пора прекратить этот самокатно-велосипедный беспредел!»
Если на вас наехали
Если на вас наехал «симмер» или вы увидели подобное происшествие – звоните в полицию. Если самокатчик неправ, его нужно наказать.
Пострадавшему важно взять заключение в травмпункте.
Поскольку прокатные компании (кикшеринги), как правило, страхуют поездки пользователей, то есть смысл связаться с компанией, уведомить её об инциденте. Так можно компенсировать ущерб.
Но если «наездник» был на своём транспорте, то компенсацию за ущерб здоровью нужно стребовать с него лично, в добровольном или судебном порядке.