Зул, праздник света, считают калмыцким Новым годом. А ещё этот национальный праздник, который в этом году отмечали 2 декабря, называют «Днём прибавления возраста у калмыцкого народа». В этот день каждый калмык прибавляет себе один год.
О традициях праздника тысячи огней и о том, как отмечали его в годы репрессий калмыцкого народа, рассказала заслуженный деятель искусств Калмыкия, член Союза композиторов России, музыковед Лариса Сафарова.
Только родился, а уже двухлетний
Получается, у каждого калмыка - два дня рождения: по паспорту и по национальной традиции. Издревле калмыки не отмечали индивидуальные дни рождения. А раз в год, на праздник Зул, собирались семьёй в кибитке в нарядных одеждах и праздновали общий день рождения. Все от мала до велика становились в этот день на год старше. «По калмыцким традициям только что родившемуся малышу - один год. А если он родился за несколько дней до праздника Зул, то вместе со всеми малыш получит ещё год: будет считаться двухлетним. Хотя, говоря о его возрасте, калмыки будут уточнять, что это «пустые» годы: на самом деле он младше. Если человеку 36 лет, то в этот праздник он считается 37-летним», - говорит Лариса Сафарова.
Зул называется ещё праздником тысячи огней или тысячи лампад. В этот день не только в храмах, но и в кибитках и вокруг них, в квартирах на специальной горке со ступеньками зажигают сотни, тысячи лампад. И этот свет означает тепло, просветление, новую жизнь.
Этот праздник, кроме веселья и подарков на день рождения, имеет и религиозное значение. Это день ухода в нирвану ламы Цонкапы, основателя религиозной школы гелугпа, реформатора и философа. В его честь устраивают факельные шествия в главном хуруле - «Золотой обители Будды Шакьямуни».
Лодка по реке времён
«В каждой семье к празднику готовятся заранее, - продолжает искусствовед. - В доме должна быть идеальная чистота, чтобы ничего грязного и неряшливого не перешло в следующий год. Собирается вся семья. Даже из дальних уголков страны приезжают родственники. Начинается утро с обязательного зажжения лампады. Все в красивых одеждах садятся за стол, полный любимых калмыцких угощений, их должно быть не менее девяти. На столе главное блюдо - борцоки, фигурки из теста, по вкусу похожие на «хворост». Они имеют символическое значение. Если фигурка в виде бублика - это загон для скота. Соответственно означает пожелание иметь много скота, в переносном значении - богатства, в следующем году. Если борцоки в виде знака «бесконечность» - это пожелание долгой жизни и здоровья. Если в виде мелких шариков, как овечий помет, - это пожелание иметь много овец и денег. Обязательно на столе должен быть калмыцкий чай: солоноватый, с молоком, маслом, с добавлением мускатного ореха».
Из теста делается лодочка. Она символизирует лодку, на которой мы все плывём по реке Времени. В лодочку вставляются фитильки по количеству лет человека плюс ещё один: ведь один год добавляется.
И у каждого члена семьи такая лодочка, с которой надо пройти перед лампадами. Так все становятся старше!
Годы репрессий укрепили веру
28 декабря 1943 года эшелоны за эшелоном калмыков насильно вывозили в Сибирь. Поводом послужило создание Калмыцкой дивизии в гитлеровских войсках. Но репрессии коснулись всех калмыков: женщин, новорождённых, стариков, даже родных тех калмыков, что сражались на фронте против фашистов. Их селили в Сибири в разных местах, чтобы им было сложнее общаться и объединяться друг с другом. Но когда народ вывозили в набитых битком деревянных вагонах, старики, знающие каноны буддизма, общались между собой и непрестанно молились. В Сибири тайком в калмыцких семьях соблюдали обряды и отмечали праздники. Так репрессии достигли обратного результата: объединяющей силой для всего народа стали вера и традиции. А когда в 1957 году вышел указ «О возвращении репрессированных народов», степной народ, вернувшись в исконные земли, их только укрепил.