Примерное время чтения: 9 минут
1057

Браки по жребию и странствующие повара. Какими были свадьбы в Сарепте

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Нижнее Поволжье №37 14/09/2016

Свой устав в чужом монастыре 

«АиФ-НП» уже писал о школах с национальным колоритом, упор в которых сделан на изучение и приобщение к языку и традициям предков. Но главные хранители национальных секретов, традиций, кухни, истории и преданий - это бабушки. Нелли Третьякова, урождённая Мейдер, не просто бабушка, которая рассказывает троим своим внукам сказки - она пишет книги и рассказывает о культуре предков многим-многим людям. 

А предки Нелли Андреевны были в числе первых колонистов религиозного немецкого братства гернгутеров, которые в 1765 году приняли приглашение Екатерины Великой и прибыли в наши степи. За несколько лет они создали поселение Сарепта - оазис культуры, науки и ремёсел. 

Как рассказала Нелли Андреевна, 250 лет назад в колонии была принята корпоративная система расселения. В «Доме для незамужних сестёр» жили, изучали основы христианства, обучались светским наукам и музыкальной грамоте, постигали азы рукоделия девушки до брака. В «Доме холостых братьев» воспитывались их будущие супруги. Был в Сарепте и «Вдовий дом».

С ранних лет дети гернгутеров воспитывались в почитании Бога, в подростковом возрасте девочки и мальчики проходили обряд конфирмации. Браки в колонии заключались по жребию. В определённый день пастор собирал в кирхе девушек и юношей. На листочках писали их имена и складывались в две урны - мужчин и женщин. После молитвы двое детей не старше пяти лет по одной доставали бумажки. Мальчик - с именем жениха, а девочка - с именем его невесты. Затем пастор читал молитву о рождении новой семьи, называл имена супругов и благословлял новобрачных.

Любовь победила

«Выбор пары по записочкам - это, конечно, грустная история, - говорит Нелли Андреевна. - Наверняка между молодыми людьми были симпатии и любовь, которые не учитывались при таком подборе. Но гернгутеры в то время полагали, что жребий - эта «рука господа», а он не может ошибаться. Но любовь в итоге победила. С середины XIX века жребии отменили, браки заключались по любви, и не возбранялись немецко-русские семейные союзы. Мои родители в 1927 году венчались в той же кирхе, где когда-то определяли невест и женихов по жребию. В этой же белоснежной церкви мы с супругом Вадимом Афанасьевичем совершили обряд венчания, счастливо прожив вместе 50 лет. Наша золотая свадьба была проведена по канонам, которых придерживались сарептяне».

Два с половиной века назад свадьбы проводились в атмосфере духовности. Спиртное, танцы были под запретом, музыкальные произведения - только церковные. Со временем в свадебном обряде сарептян стало больше светскости и веселья.

«Мама рассказывала, что был обычай у сарептян прятать туфельку невесты, - говорит Нелли Третьякова. - А потом звали «сапожника», и он начинал на потеху гостям смешно торговаться - из какой ткани, какого фасона шить обувку». 

Практически все потомки гернгутеров играли кто на скрипке, кто на пианино, кто на аккордеоне. Но на сарептских свадьбах по традиции играли ещё и на бутылочках, наполненных водой, каждый сосуд воспроизводил свою ноту. И получался в итоге полноценный и удивительный по звучанию музыкальный инструмент.

Сарептянка Нелли Третьякова в соответствии с традициями предков была в строгом белом платье, расшитом цветами аспарагуса. Эти же цветы украшали и венок невесты, и были в бутоньерке на чёрном строгом костюме жениха. Для гернгутеров именно это вечнозелёное растение служило особым символом. 

К слову, цветы аспарагуса украшали и уходящих в мир иной сарептян. Гернгутеры считали, что усопший встретится с богом, и для набожных колонистов это считалось не горем, а благодатью божьей. Поэтому проводы в последний путь гернгутера совершались как светлое таинство, без рыданий. Для общины проводы члена братства на встречу с Богом являлись праздником с песнопениями, пряниками и церковным вином.

«У гернгутеров все приглашенные на церемонию венчания гости приходили с ленточками. Вдовы - с белыми, девочки - с красными, незамужние девушки - с голубыми… У входа в кирху ставился шток (палка с перекладиной), и каждый гость повязывал на него свою ленточку. И его торжественно несли как штандарт, от обилия разных цветов он напоминал яркий цветок. И на нашей свадьбе мы воспроизвели традицию наряжать шток», - вспоминает Вадим Афанасьевич, супруг Нелли Андреевны.

Золотую свадьбу в семье Третьяковых-Мейдер отпраздновали в канонах традиции гернгутеров.
Золотую свадьбу в семье Третьяковых-Мейдер отпраздновали в канонах традиции гернгутеров. Фото: Из личного архива

Вкус истории 

Ещё одна старинная традиция гернгутеров была воссоздана на золотой свадьбе Мейдер-Третьяковых. Вели свадебную церемонию и готовили угощения на неё странствующие повара, которых приглашали специально в канун торжества. 

«Гернгутеры сохраняли многие традиции исторической родины - Германии. Поварское искусство передавалось из поколения в поколение. Я пеку сарептские пироги, саксонские пряники, как пекли их моя мама, моя бабушка. Кулинарные рецепты сохранились не только в старинных кулинарных книгах, они живут в нашей памяти, это наследие, которое мы сохранили в своих семьях, семьях поволжских немцев. И сегодня, как сотни лет назад, в Сарепте мы встречаем гостей пирогом Streuselkuchen. Для нас он больше, чем просто вкусная еда. Немецкий кухен подают при рождении ребёнка, на свадьбах, в рождественские и пасхальные праздники».

Кроме того на свадебный стол подают куриный суп-лапшу (Nudelsuppe) и много всяких вкусных и оригинальных по вкусу разносолов. Недавно вышел в свет красочный буклет «Старинные рецепты немецкой кухни из Сарепты», который составила по рассказам поволжских немцев Нелли Третьякова. 
«В доме моих родителей пища готовилась три раза в день, - говорит она. - Вся семья собиралась за общим столом, и всегда трапеза начиналась с молитвы благословения. Так делали мои родители, так делаю я, и я очень рада, что моя дочь соблюдает наш семейный ритуал. Моя главная молитва о том, чтобы память о Сарепте, об очень трудолюбивых и набожных людях, которые её основали, жила в веках».

Наперекор молве 

Каждый год 28 августа российские немцы Сарепты собираются вместе, чтобы вспомнить своих родителей, пострадавших в годы сталинских репрессий. Из ссылки в Сибирь и Казахстан вернулась в родной город лишь треть сарептян, которым пришлось строить свою жизнь заново. В их домах проживали другие люди. В израненной фашистами стране национальность «немец» звучала, как враг. Это чудо, что активная и прилежная студентка техникума Нелли Мейдер была избрана комсоргом. Но когда она подала документы о вступлении в партию, ей объяснили, что путь по карьерной лестнице для неё закрыт. И когда влюблённый Третьяков сделал Нелли предложение руки и сердца, нашлись фронтовики, которые старались его отговорить, но Вадим Афанасьевич свою любовь не предал. 

«Меня часто спрашивают: «Кем вы себя ощущаете - немкой или русской?». Я отвечаю: «Я чувствую себя счастливым человеком». Немецкая и русская культуры живут в мире и согласии в моей душе. Благодаря давней дружбе калмыков и немецких колонистов, жителей Сарепты, саксонские пряники и калмыцкий чай являются символами нашего добрососедства уже на протяжении 250 лет! Трудолюбивые и набожные гернгутеры жили в мире с представителями всех национальностей. И эта главная заповедь для нас и наших потомков», - подчеркнула Нелли Третьякова.

Наследница гернгутеров уверена, что ей есть кому передать заботу о сохранении старинных обычаев и традиций. Сын Андрей, дочь Светлана и трое внуков во всём помогают Нелли Андреевне. В прошлом году на праздновании в честь 250-летия Сарепты её внучка Лиза и ещё один мальчик заложили символическую капсулу с посланием сарептян к потомкам, в этом тексте есть обещание хранить и беречь память об удивительных людях, которые превратили целину в процветающий экономический оазис.

Полезно знать

Streuselkuchen по-сарептски
Рецепт от Амалии Мейдер (мамы Нелли Третьяковой)

Состав для теста: 500 гр. муки, 250 мл молока, 100 гр. сливочного масла, 2 - 3 яйца, 20 гр. дрожжей, 100 гр. сахара. Состав для посыпки: 250 гр. муки, по 150 гр. сахара и сливочного или топлёного масла. Можно добавить по щепотке корицы и гвоздики.

Приготовление: из муки, сахара и масла приготовить крошку (посыпку). Тесто раскатать по размеру противня, смазать верх сливочным маслом либо любым вареньем, по всей поверхности проколоть вилкой и посыпать крошкой. Выпекать при температуре 180 - 200 градусов 35 - 40 минут. В пироге самое вкусное - это посыпка.
Материал подготовлен в рамках проекта «Добрые соседи»

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах