Примерное время чтения: 17 минут
3981

Декорации к хоррору. Прогулка со сталкером по заброшенному Волгограду

Артем Концов / АиФ

Сталкеры говорят, что в каждом городе-миллионнике можно найти 50-100 крупных заброшенных мест. На территории Волгограда более 100 таких объектов. В основном это промзона и законсервированные заводы. Самый большой из них – Волгоградский моторный завод.

Корреспонденты «АиФ-Волгоград» побывали на закрытом объекте со сталкерами, создавшими популярную «ВКонтакте» группу «Забытый Волгоград».

Подземный ход

Андрей и Дима уверенно идут вдоль белого кирпичного забора, которым огорожена территория Волгоградского моторного завода. Объект законсервирован, практически полностью разворован, но попасть на него и не напороться на охранников не так уж и просто.

Лезем через забор, который в одном месте немного разрушен. Дальше идем по полю, заросшему травой и хламом. Наша цель – два заброшенных цеха и административные помещения. Вокруг никого, но Андрей и Дима все равно постоянно заглядывают за угол, прежде чем идти дальше.

Территория моторного завода.
Территория моторного завода. Фото: АиФ/ Артем Концов

Все двери в цеха заварены, окна первого этажа заколочены. Но путь внутрь все равно есть, хоть и не самый комфортный. Мы подходим к небольшому отверстию в стене цеха у самой земли. Дима, достав фонарь, первым ныряет вниз. С трудом пролезаем за ним и оказываемся в абсолютной темноте. При слабом свете фонаря видно, что это какой-то технический тоннель, пол которого покрывает несколько сантиметров вязкой грязи. Идти по этому жуткому коридору можно только скрючившись. Тоннель несколько раз повернул, и впереди стало заметно светлее.

Путь под землей оборвался у отверстия в потолке. Рядом с ним навалена куча мусора, увенчанная старым стулом – это импровизированная лестница наверх. Вскарабкавшись, оказываемся посреди огромного помещения. Несколько лет назад здесь собирали дизельные двигатели, а сейчас пусто, пахнет ржавчиной.

Цеха моторного завода в 1983 году и их нынешнее состояние. Фото: Из личного архива; АиФ / Артем Концов

Трактор в цеху

Волгоградский моторостроительный завод был основан в 1963 году. На нем производили дизельные двигатели для бульдозеров, трубоукладчиков, силовых, насосных и компрессорных установок. Ситуация на заводе ухудшилась в начале «нулевых», когда поменялся владелец предприятия. 7 июля 2005 года моторный был признан банкротом. Сейчас часть территории завода сдается в аренду, но абсолютное большинство помещений законсервировано.

Сталкер Дмитрий на моторном заводе.
Сталкер Дмитрий на моторном заводе. Фото: АиФ/ Артем Концов

Дима говорит, что моторный завод – идеальное место для волгоградских сталкеров, потому что на него не так уж и сложно попасть и увидеть здесь можно много интересного.

Цех, в котором мы оказались, поражает своими размерами, трудно сказать, сколько футбольных полей здесь уместилось бы. Этот объект – самый большой из заброшенных в городе. На стенах висят облупившиеся лозунги, на грязном полу, покрытом масляными пятнами, валяются каски, кусочки металла. От оборудования остались только ржавые основания, раскуроченные коммуникации.

Потрепанный лозунг на стене цеха.
Потрепанный лозунг на стене цеха. Фото: АиФ/ Артем Концов

Во второй цех попасть чуть проще, чем в первый – надо пролезть через узкое отверстие в оконной решетке на окне туалета. Помещение бывшего производства поделено на несколько зон небольшими кирпичными перегородками. За одной из них что-то похожее на остатки заводского кафе – буфет, несколько столиков, на одном из них лежит раскрытый женский зонтик. Странно.

На столе в цеху кто-то оставил зонтик.
На столе в цеху кто-то оставил зонтик. Фото: АиФ/ Артем Концов

Проходим еще несколько метров и перестаем удивляться зонтику – посреди цеха стоит практически новый трактор. Только колеса спущены. Дима говорит, что его оставили здесь «металлисты».

Охотники за металлом бросили в цеху трактор.
Охотники за металлом бросили в цеху трактор. Фото: АиФ/ Артем Концов

«После того, как завод консервируют, первыми сюда приходят ребята, знающие толк в драгметалле. Они приезжают с небольшим чемоданчиком, ковыряют каждый щиток и прибор, – Дима показывает на металлические короба, которые все вскрыты и раскурочены. – Это очень прибыльное дело, у меня один знакомый за ночь на 800 тысяч вынес, при чем все это уместилось в двух небольших мешках. После них приходят крупные «металлисты», обычно это не случайные люди, у них в доле бывшие владельцы. Вот они уже вскрывают центральные ворота, загоняют сюда крупную технику и работают на ней на износ. А если какой-нибудь трактор ломается, его спокойно бросают. Они довольно-таки обеспеченные люди, могут себе это позволить».

Часть маршрута по цеху проходит в полной темноте.
Часть маршрута по цеху проходит в полной темноте. Фото: АиФ/ Артем Концов

Дима и Андрей говорят, что года три назад, когда они первый раз попали на моторный завод, в цехах оставалось даже несколько станков, прикрытых пленкой. Сейчас не то что станки, но и все внутренние коммуникации уже вырезаны и вывезены, руки «металлистов» не дошли только до несущих конструкций.

Все бросили и ушли

По широкой бетонной лестнице поднимаемся из цеха в административные помещения. Это почти сотня кабинетов и один бесконечно длинный и плохо освещенный коридор, если всматриваться в его противоположный конец, становится жутко и страшно.

Кабинеты выглядят так, будто сотрудники завода все бросили и ушли в один момент.
Кабинеты выглядят так, будто сотрудники завода все бросили и ушли в один момент. Фото: АиФ/ Артем Концов

В кабинетах бардак, где-то с потолка капает вода. Паркет взбух, обои давно отвалились, на стене висят календари за 2004 год и коробки от шоколадных конфет – давно вышедший из офисной моды способ оформления интерьера.

Старый календарь на стене.
Старый календарь на стене. Фото: АиФ/ Артем Концов

Все выглядит так, будто работники завода в один момент побросали свои вещи и покинули предприятие: книги, документы, даже личные вещи разбросаны по столам и полу. В вывалившемся ящике стола лежит черно-белая фотография с надписью «ВГМЗ, 1975 год».

Старая фотография в ящике стола.
Старая фотография в ящике стола. Фото: АиФ/ Артем Концов

«Обычно, когда завод банкротится, то с персоналом особо не церемонятся. Похожую картину можно увидеть на всех заброшенных предприятиях», – объясняет Дима постапокалиптическую картину в административном корпусе.

Соседний кабинет под завязку забит старыми телефонами – они на полках, на полу, на столах. Чуть дальше по коридору воздух наполнен едким запахом химических реактивов.

Комната с телефонами.
Комната с телефонами. Фото: АиФ/ Артем Концов

«Мы тут как-то ведро с ртутью нашли», – Дима показывает на кабинет с коробками и банками разных цветов. Быстрее проходим мимо.

Микроскоп, брошенный на столе.
Микроскоп, брошенный на столе. Фото: АиФ/ Артем Концов

Книги, за порчу которых руки бы оторвали в политехе, микроскопы, колбы, столы для черчения, газеты – так в каждом кабинете. За одной из дверей оказался старый актовый зал с рядами покосившихся красных стульев и разломанным пианино.

Пианино в актовом зале.
Пианино в актовом зале. Фото: АиФ/ Артем Концов

На остатках струн Дима начинает наигрывать простую и жуткую мелодию, которая идеально подошла бы для хоррора. Темнеет и весь завод становится похож на декорации к фильму ужасов.

Вид туризма

Дима создал группу «Забытый Волгоград» в 2012 году. С тех пор вместе с Андреем он посетил больше 150 объектов: это не только заброшенные здания, но и крыши, подземные реки, бункеры. Зевак по забытым местам сталкеры не водят, только единомышленников, а их не так уж и много. По одному стараются не ходить на объект – опасно и неразумно.

Сталкеры стараются не ходить на объекты по одному.
Сталкеры стараются не ходить на объекты по одному. Фото: АиФ/ Артем Концов

«Охранников на объектах можно разделить на два типа. Если это охрана предприятия, то все безопасно, они если ловят, то или полицию вызывают, или сами отчитывают и отпускают с миром. Охрана частных предприятий решает проблемы с непрошенными гостями методами грубой силы», – объясняет Дима.

Помимо охранников и металлистов, на заброшенных территориях можно наткнуться на собак. А вот бомжей и прочих маргинальных личностей здесь не встретишь – они предпочитают небольшие брошенные домики. Но лучше никому на глаза не попадаться. Андрей и Дима наобум никогда не ходят: сначала смотрят территорию, наличие камер на ней и только потом идут дальше.

На объектах сталкеры стараются находить архивные документы, чтобы больше знать об истории предприятий. На моторном нашли альбом со старыми фотографиями, а после оцифровали его. На тракторном заводе добраться до архива Дима и Андрей не успели: раньше них туда пришли какие-то школьники и сожгли почти все документы.

В одном из кабинетов завода лежал старый номер АиФ.
В одном из кабинетов завода лежал старый номер АиФ. Фото: АиФ/ Артем Концов

«У тебя часто спрашивают, зачем ты лезешь на все эти объекты?», – спрашиваю Диму, пока мы выходим из цеха.

«Обычно это самый первый вопрос, – он ухмыляется и говорит писклявым голосом: «Ходит по помойкам, где бомжи, что ты там забыл, нормальным бы чем-нибудь занялся». Это мое хобби, – продолжает Дима уже своим обычным голосом. – Я к этому отношусь как к туризму, кто-то в горы лезет, кто-то мир смотрит. Я тоже мир смотрю, только немного разрушенный и заброшенный».

С территории завода выходим, перемахнув через два забора и одну мусорку. Несколько сотен метров до остановки и мир оживает: люди стоят в очереди на автобус, по шоссе Авиаторов летят машины. У Димы в руках большой ржавый разводной ключ из второго цеха. Трофей.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах