Сталкеры говорят, что в каждом городе-миллионнике можно найти 50-100 крупных заброшенных мест. На территории Волгограда более 100 таких объектов. В основном это промзона и законсервированные заводы. Самый большой из них – Волгоградский моторный завод.
Корреспонденты «АиФ-Волгоград» побывали на закрытом объекте со сталкерами, создавшими популярную «ВКонтакте» группу «Забытый Волгоград».
Подземный ход
Андрей и Дима уверенно идут вдоль белого кирпичного забора, которым огорожена территория Волгоградского моторного завода. Объект законсервирован, практически полностью разворован, но попасть на него и не напороться на охранников не так уж и просто.
Лезем через забор, который в одном месте немного разрушен. Дальше идем по полю, заросшему травой и хламом. Наша цель – два заброшенных цеха и административные помещения. Вокруг никого, но Андрей и Дима все равно постоянно заглядывают за угол, прежде чем идти дальше.
Все двери в цеха заварены, окна первого этажа заколочены. Но путь внутрь все равно есть, хоть и не самый комфортный. Мы подходим к небольшому отверстию в стене цеха у самой земли. Дима, достав фонарь, первым ныряет вниз. С трудом пролезаем за ним и оказываемся в абсолютной темноте. При слабом свете фонаря видно, что это какой-то технический тоннель, пол которого покрывает несколько сантиметров вязкой грязи. Идти по этому жуткому коридору можно только скрючившись. Тоннель несколько раз повернул, и впереди стало заметно светлее.
Путь под землей оборвался у отверстия в потолке. Рядом с ним навалена куча мусора, увенчанная старым стулом – это импровизированная лестница наверх. Вскарабкавшись, оказываемся посреди огромного помещения. Несколько лет назад здесь собирали дизельные двигатели, а сейчас пусто, пахнет ржавчиной.
Трактор в цеху
Волгоградский моторостроительный завод был основан в 1963 году. На нем производили дизельные двигатели для бульдозеров, трубоукладчиков, силовых, насосных и компрессорных установок. Ситуация на заводе ухудшилась в начале «нулевых», когда поменялся владелец предприятия. 7 июля 2005 года моторный был признан банкротом. Сейчас часть территории завода сдается в аренду, но абсолютное большинство помещений законсервировано.
Дима говорит, что моторный завод – идеальное место для волгоградских сталкеров, потому что на него не так уж и сложно попасть и увидеть здесь можно много интересного.
Цех, в котором мы оказались, поражает своими размерами, трудно сказать, сколько футбольных полей здесь уместилось бы. Этот объект – самый большой из заброшенных в городе. На стенах висят облупившиеся лозунги, на грязном полу, покрытом масляными пятнами, валяются каски, кусочки металла. От оборудования остались только ржавые основания, раскуроченные коммуникации.
Во второй цех попасть чуть проще, чем в первый – надо пролезть через узкое отверстие в оконной решетке на окне туалета. Помещение бывшего производства поделено на несколько зон небольшими кирпичными перегородками. За одной из них что-то похожее на остатки заводского кафе – буфет, несколько столиков, на одном из них лежит раскрытый женский зонтик. Странно.
Проходим еще несколько метров и перестаем удивляться зонтику – посреди цеха стоит практически новый трактор. Только колеса спущены. Дима говорит, что его оставили здесь «металлисты».
«После того, как завод консервируют, первыми сюда приходят ребята, знающие толк в драгметалле. Они приезжают с небольшим чемоданчиком, ковыряют каждый щиток и прибор, – Дима показывает на металлические короба, которые все вскрыты и раскурочены. – Это очень прибыльное дело, у меня один знакомый за ночь на 800 тысяч вынес, при чем все это уместилось в двух небольших мешках. После них приходят крупные «металлисты», обычно это не случайные люди, у них в доле бывшие владельцы. Вот они уже вскрывают центральные ворота, загоняют сюда крупную технику и работают на ней на износ. А если какой-нибудь трактор ломается, его спокойно бросают. Они довольно-таки обеспеченные люди, могут себе это позволить».
Дима и Андрей говорят, что года три назад, когда они первый раз попали на моторный завод, в цехах оставалось даже несколько станков, прикрытых пленкой. Сейчас не то что станки, но и все внутренние коммуникации уже вырезаны и вывезены, руки «металлистов» не дошли только до несущих конструкций.
Все бросили и ушли
По широкой бетонной лестнице поднимаемся из цеха в административные помещения. Это почти сотня кабинетов и один бесконечно длинный и плохо освещенный коридор, если всматриваться в его противоположный конец, становится жутко и страшно.
В кабинетах бардак, где-то с потолка капает вода. Паркет взбух, обои давно отвалились, на стене висят календари за 2004 год и коробки от шоколадных конфет – давно вышедший из офисной моды способ оформления интерьера.
Все выглядит так, будто работники завода в один момент побросали свои вещи и покинули предприятие: книги, документы, даже личные вещи разбросаны по столам и полу. В вывалившемся ящике стола лежит черно-белая фотография с надписью «ВГМЗ, 1975 год».
«Обычно, когда завод банкротится, то с персоналом особо не церемонятся. Похожую картину можно увидеть на всех заброшенных предприятиях», – объясняет Дима постапокалиптическую картину в административном корпусе.
Соседний кабинет под завязку забит старыми телефонами – они на полках, на полу, на столах. Чуть дальше по коридору воздух наполнен едким запахом химических реактивов.
«Мы тут как-то ведро с ртутью нашли», – Дима показывает на кабинет с коробками и банками разных цветов. Быстрее проходим мимо.
Книги, за порчу которых руки бы оторвали в политехе, микроскопы, колбы, столы для черчения, газеты – так в каждом кабинете. За одной из дверей оказался старый актовый зал с рядами покосившихся красных стульев и разломанным пианино.
На остатках струн Дима начинает наигрывать простую и жуткую мелодию, которая идеально подошла бы для хоррора. Темнеет и весь завод становится похож на декорации к фильму ужасов.
Вид туризма
Дима создал группу «Забытый Волгоград» в 2012 году. С тех пор вместе с Андреем он посетил больше 150 объектов: это не только заброшенные здания, но и крыши, подземные реки, бункеры. Зевак по забытым местам сталкеры не водят, только единомышленников, а их не так уж и много. По одному стараются не ходить на объект – опасно и неразумно.
«Охранников на объектах можно разделить на два типа. Если это охрана предприятия, то все безопасно, они если ловят, то или полицию вызывают, или сами отчитывают и отпускают с миром. Охрана частных предприятий решает проблемы с непрошенными гостями методами грубой силы», – объясняет Дима.
Помимо охранников и металлистов, на заброшенных территориях можно наткнуться на собак. А вот бомжей и прочих маргинальных личностей здесь не встретишь – они предпочитают небольшие брошенные домики. Но лучше никому на глаза не попадаться. Андрей и Дима наобум никогда не ходят: сначала смотрят территорию, наличие камер на ней и только потом идут дальше.
На объектах сталкеры стараются находить архивные документы, чтобы больше знать об истории предприятий. На моторном нашли альбом со старыми фотографиями, а после оцифровали его. На тракторном заводе добраться до архива Дима и Андрей не успели: раньше них туда пришли какие-то школьники и сожгли почти все документы.
«У тебя часто спрашивают, зачем ты лезешь на все эти объекты?», – спрашиваю Диму, пока мы выходим из цеха.
«Обычно это самый первый вопрос, – он ухмыляется и говорит писклявым голосом: «Ходит по помойкам, где бомжи, что ты там забыл, нормальным бы чем-нибудь занялся». Это мое хобби, – продолжает Дима уже своим обычным голосом. – Я к этому отношусь как к туризму, кто-то в горы лезет, кто-то мир смотрит. Я тоже мир смотрю, только немного разрушенный и заброшенный».
С территории завода выходим, перемахнув через два забора и одну мусорку. Несколько сотен метров до остановки и мир оживает: люди стоят в очереди на автобус, по шоссе Авиаторов летят машины. У Димы в руках большой ржавый разводной ключ из второго цеха. Трофей.