Принято считать, что спицы да шерсть - удел женский. Что медведь всем мужчинам еще при рождении на руки наступил и создавать ажурные узоры из пуха они не могут в принципе.
Однако на самом деле мастерство от пола не зависит. Самобытный умелец из города Новоаннинский Яков ИВАНОВ это подтверждает своим примером.
Бабушкино наследство
Первую петельку Яков научился делать еще в шестилетнем возрасте - помогал бабушке вязать носки на продажу. «Я очень рад, что в детстве застал именно то последнее поколение стариков, рождённых в 20-х годах. Именно они обладали знаниями традиционной вязки из козьего пуха», - рассказывает мастер.
Это сейчас мастера вяжут уже из готовой пряжи. А раньше нужно было подготовить нитку самому. «Процесс долгий и трудоёмкий. Сегодня мы коз бреем. В прошлом веке их ощипывали, потом мыли шерсть от грязи, сушили, прочёсывали пряжу специальными гребнями, создавая тем самым эффект воздушности и повышая цену изделия в разы», - поясняет Яков.
Но зато и ценился такой труд высоко. В какое бы дефицитное время ни жили люди, на каждом дворе всегда имелись козы. Благодаря козочкам семьи строили дома и учили детей. Один пуховый платок можно было продать от 45 до 100 рублей - баснословные по тем временам деньги. Носки, конечно, уходили намного дешевле, но мастера брали количеством. Шаль по времени и трудозатратам равна десяти парам носочков.
Своим примером
«То, что умею вязать, я старался не афишировать - засмеют ведь друзья-мальчишки! Но навыки пригодились в тяжёлые 90-е, - вспоминает Иванов. - Я по образованию агроном. Но фермерством заработать было невозможно».
Чтобы связать всего один платок или шаль, в зависимости от сложности рисунка у профессионала уходит от двух недель до месяца. Но чем кропотливее труд и изысканней работа, тем выше она ценится. Цена готового изделия может зашкаливать за три тысячи рублей.
Совершенствуя своё мастерство, новоаннинец начал создавать не платки, а шедевры народного промысла, которые затем успешно выставлялись на областных ярмарках и фестивалях «Лазоревый цветок». Его работами восхищались члены иностранных делегаций. Одна из шалей мастера сегодня согревает плечи очаровательной француженки.
«Сейчас я вяжу всего пару изделий в год. В основном занимаюсь преподаванием вязания из пуха. У меня 30 учениц. Увы, среди них ни одного мужика нет», - смеётся Яков.
Сложно поверить, но ремесленнику всего 39 лет. Его ровесники занимаются тем, что уходят от традиций, а он, наоборот, пытается донести до каждого, как важно чтить прошлое. «За время, пока я занимаюсь вязанием, никто из молодёжи не пришел с просьбой научить старинному промыслу. Нам как будто приелись ремесла и мы тянемся к глобализации. Нужна культурная работа с населением. Я стараюсь пропагандировать народные промыслы. Но это капля в море», - сетует мастер.