Экспедиция волгоградского отделения Российского военно-исторического общества (РВИО) во главе с руководителем – директором музея-заповедника «Сталинградская битва» Алексеем Васиным вернулась из Приэльбрусья.
Целью поездки был спуск обнаруженных недавно в горах артиллерийских орудий времён Великой Отечественной войны.
Новые экспонаты
– Алексей Викторович, насколько удачной оказалась операция?
– Нам удалось извлечь из-под снега три 45-миллиметровые пушки и один миномёт. Предварительная информация, которую давали местные поисковики, о том, что орудия принадлежали вермахту, не подтвердилась. Все они советские. Орудия снимали с перевала Донгуз-Орун вертолётами МЧС, а до площадки, пригодной для посадки «вертушки», уцелевшие механизмы и стволы горных пушек спасателям пришлось доставлять вручную. К сожалению, из-за сложных погодных условий, а в горах шли ливни с градом, не удалось эвакуировать несколько оставшихся орудий. По той же причине пришлось отложить и восхождение на Эльбрус.
– Орудия доставят в Волгоград?
– Основной задачей этой экспедиции, инициированной волгоградским региональным отделением РВИО, была организация спуска орудий с перевала. Затем они должны пройти довольно сложную процедуру идентификации и демилитаризации. После выполнения всех необходимых формальностей они могут быть переданы музейщикам. Кстати, в нашем музее подобные орудия уже есть. Поэтому некоторые из найденных пушек, я думаю, вполне могут пополнить коллекции музеев Кавказа. Возможно, часть будет отправлена в другие военно-исторические музеи. Для нас, как коллектива крупнейшего на Юге России военно-исторического музея и участников РВИО, основной интерес представляет содействие восстановлению исторической памяти.
Интерес к музеям
– Вы говорите, растёт интерес к истории. В чём это выражается?
– Да хотя бы в том, что год от года в наш музей приходит всё больше людей. Недавно кто-то из старых сотрудников даже пошутил: «Как будто 1982 год вернулся, когда панорама только открылась…» Тогда люди часами в очереди стояли, чтобы в музей попасть! Конечно, в Европе, да и у нас в стране есть экспозиции богаче. Но уровень магнетизма, притягательности, который присущ Мамаеву кургану, музею-панораме «Сталинградская битва», неизмеримо выше, чем у многих других военно-исторических музеев. Сюда едут не столько за познаниями. Сюда людей тянет некая сила. И этот сакральный дух надо беречь.
– А с чем связан рост этого интереса, на ваш взгляд?
– Загнать в музей или на реконструкцию исторического события человека, во всяком случае взрослого, невозможно, это должен быть внутренний порыв. На мой взгляд, сегодня мы видим серьёзный поворот общества в сторону правильного восприятия жизни, нравственных ориентиров, очеловечения, если хотите. Люди, а главное молодёжь, увидели, что жизнь состоит не только из походов в магазины и рестораны. Есть и другая жизнь с великой завораживающей историей, национальной гордостью. Однако надо понимать, что успехи конкретно нашего музея были бы невозможны без той большой просветительской работы, которая ведётся и его коллективом, и Министерством культуры России, а с недавних пор и вновь созданным Российским военно-историческим обществом.