В Волгограде состоялся российско-германский симпозиум «Немцы и русские: Вторая мировая война 65 лет спустя». Взгляды на историю у участников конференции разошлись.
Симпозиум, стартовавший 7 сентября, 10 сентября закончился дискуссией «Наследие войны и его преодоление в политике и обществе сегодня». Подавляющее количество времени дискуссии заняли не проблемы неонацизма, не судьбы тысяч погибших военнопленных, не массовая иммиграция из России их внуков – трудоспособных и грамотных молодых людей… Нет. Речь шла о более возвышенных чувствах – об исторической памяти.
В своём докладе директор НИИ общественных гуманитарных наук ВАГС Виктор Пилипенко разложил по полочкам важность исторической памяти в обществе. «Единство исторической памяти обеспечивает общность национального сознания. Ведь совместно пережитые потрясения сближают миллионы людей… Борьба государства с попытками искажения истории – это борьба за единое историческое наследие, это вынужденная мера в попытке своей стабильности».
Таким образом, господин Пилипенко выступил за своеобразную цензуру в освещении правды о войне. То есть исследовать деятельность Степана Бендеры или генерала Краснова, может, и надо, но не транслировать их на неподготовленную аудиторию. Ведь в течение нескольких лет полностью уйдёт поколение фронтовиков, которые могут рассказать правду о войне. В этих условиях вдвойне возрастает ответственность за патриотизм и правду у историков.
Ему возразил кандидат исторических наук профессор Поморского государственного университета им. Ломоносова Роман Болдырев, отметив, что «не решился бы взять на себя ответственность решать, что следует знать моим соотечественникам, а что нет».
Действительно, а кто будет решать, что следует знать детям о войне?
Третьим докладчиком выступил немецкий историк Баринг Арнульф, который полагает, что общей исторической памяти у двух народов, пострадавших в этой катастрофе, быть не может.
«Достаточно было пройти по Мамаеву кургану, чтобы понять – русские смотрят на войну по-другому, - отметил Арнульф. Эта композиция просто пугает. Победа Советского Союза закрывает трагику войны»…
В ходе последующей дискуссии немцы были неприятно шокированы существованием в Волгограде музея Сталина. Господин Пилипенко ознакомил присутствующих учёных мужей с проектом создания центра патриотического воспитания «Победа». Участники конференции признали, что учебные часы истории в школах сокращаются, что единого подхода в преподавании нет, что растёт поколение, которое будет знать о войне только из кино…
Всё это правильно. Пожалуй. Но мне, как матери сына, хотелось бы получить ответы на другие вопросы. Как объяснить ему, что война – это не только подвиги, парады и ура-патриотизм, а грязь, вши, увечья и смерть? Как помочь уяснить ему, что война – это зло? Без ответов на эти вопросы трудно растить патриота своей страны. Не помогут ни патриотические комплексы стоимостью как лунная программа, ни заумные пустопорожние дискуссии.