В посёлке Дар-гора ТОС «Дивногорский» несколько лет ведёт борьбу против опасных производств, разместившихся в десятках метрах от их заборов. И пока эту войну они проигрывают. Потому что власти предпочитают не замечать экологической проблемы одного микрорайона.
Фемида в противогазе
Минувший День эколога совпал с тем, что в посёлке Дар-гора, что в Ворошиловском районе, у предприятия «ТехОйл» службы Роспотребнадзора под давлением жителей аннулировали согласованные до этого границы санитарно-защитной зоны. Но даже при этом горожане в один голос утверждают, что над южной частью Дар-горы по-прежнему разносится зловоние. «Настоящий промузел формируется рядом с нашими окнами и огородами, – невесело шутит председатель ТОС «Дивногорский» Елена Ратникова. – Недавно компанию топливному производству составил разместившийся на складах лесхоза рубероидный заводик и кузнечное производство. Если раньше в моих домашних кастрюлях вместе с вонью и отравленным воздухом нефть варилась, то сейчас на кухне ещё вдобавок куют и рубероид варят».
Напомним, что завод по производству индустриальных и топливных масел возник пять лет назад на одном из складов прямо посреди частного сектора. У жителей Дар-горы начали появляться проблемы со здоровьем – аллергические отёки, заболевания лёгких, тяжелейшие мигрени. Отчаявшись быть услышанными руководством завода, летом минувшего года волгоградцы пикетировали Аллею Героев, пытались привлечь к своей беде внимание городских властей и природоохранных органов. «Нам в открытую говорили на суде: «А вы докажите, что вас отравляют», – возмущается Ратникова.
Кстати, данные замеров, официально собранные вблизи предприятия городской лабораторией аналитического контроля, показывали кратное превышение фенола и бензола. Но суд в качестве доказательной базы их не принял. Практически все судебные споры с заводом жители проиграли.
Вонь в минусе
Нельзя сказать, что ТОС «Дивногорский» оказался один на один со своей проблемой. Сотрудники природоохранной прокуратуры в судебном порядке пытались временно приостановить деятельность «ТехОйла» до проведения повторной инвентаризации источников выбросов. Предприятие тем временем заявило, что оно демонтировало главный источник загрязнения атмосферы – печь для подогрева отработанных нефтепродуктов – и конфликт тем самым считает исчерпанным.
«Но поток автоцистерн с топливом никуда не делся, – говорит Елена Ратникова. – Значит, завод по-прежнему работает». Всю экспертизу для ТОС проводил общественный «Центр экологического контроля», на базе которого работает сертифицированная экологическая лаборатория. «По многим загрязнителям мы отмечаем устойчивый рост как среднегодовых, так и максимальных значений, – рассказывает директор лаборатории Светлана Налимова. – Среди таких загрязнителей – фтороводород, фенол, например».
КОММЕНТАРИЙ
Наталья Воронович, главный эколог ВОАО «Химпром»:
– Мелкие промпредприятия в нашем городе практически остаются вне поля контроля. Только в санитарно-защитной зоне «Химпрома» мы насчитали около 60 мелких фирмочек по разделке аккумуляторов, розливу топлива, производству стройматериалов. Когда мы обратились к городским властям с просьбой учесть эти источники выбросов, чиновники от природоохраны предпочли от нас отмахнуться. Потому нет никакой гарантии, что в жилой зоне Кировского района не вырастет еще какой-нибудь нефтяной заводик.