
Волгоград – это не только многоэтажки. Это ещё и огромный массив частного сектора, попадя в который ты оказываешься в дне вчерашнем. С одной стороны, вроде в городе, с другой – почти в деревне. И деревянные дома, похоже, ещё долго будут украшением Волгограда.
Землянки в три наката
Вросшие в землю домишки с осевшими углами и кривобокими ставнями, травянистые палисадники, пасторальная тишина и скрип деревянных калиток. За такой сельской экзотикой не нужно ехать из Волгограда в дальние дали. Такие улицы можно найти практически в центре Волгограда.
«Мы не живём, а прозябаем, – жалуется нам один из активистов уличного комитета частного сектора, выходящего подслеповатыми окнами на громады комплекса «Волгоград-сити» и эстакаду волжского моста. – На все наши беды и проблемы – вывоз мусора, ветхие электросети и благоустройство власти не реагируют годами».
«А у нас на Дар-горе каждую зиму можно снимать фильм ужасов, – жалуется Юлия Демкина. – Пока всей улицей не сбросились на новую уличную проводку и распределитель, несколько раз за зиму во всём квартале в самые жуткие морозы пропадал свет».
«Частный сектор Волгограда – наш особенный градостроительный феномен, связанный с городской историей, – считают в областном Союзе архитекторов. – В 30-е годы прошлого столетия тогдашний Сталинград резко расширил свои границы. Город поглотил десятки пригородных посёлков, рабочих предместий с «сельской инфраструктурой».
Второе пришествие частного сектора, поясняет главный архитектор области Александр Вязьмин, произошло в годы послевоенные. Чтобы годами не ютиться в вырытых землянках, сталинградцы стали строить жильё сами – как могли и чем могли.
«Частный сектор нашего города – это сотни гектаров городской территории, – уточняет руководитель отделения Российской ассоциации реставраторов по Южному федеральному округу Сергей Сена. – Во всём постсоветском пространстве подобный масштаб «деревни внутри города» встречается разве что только в Киеве».
«Зарисовки» на генплане
Александр Вязьмин видит корень «деревенской» проблемы в сложившейся экономической ситуации. «До распада СССР вопросы застройки территории частного сектора в Волгограде активно решалась, – напоминает зодчий. – Именно тогда обрели цивилизованное жильё и стали горожанами жители посёлка Новая Спартановка на севере Волгограда. Потеснили частный сектор новые микрорайоны вблизи Второй продольный магистрали – улиц Ерёменко и 39-й Гвардейской. Появилось несколько высотных микрорайонов на Дар-горе и вблизи СХИ. Грянула перестройка – и частный сектор был предоставлен самому себе. Практически никто из застройщиков не хотел брать на себя дополнительную головную боль вроде выкупа земли у сотен мелких собственников, их расселение».
Для ликвидации такого обширного частного сектора Волгограду необходимо участие в специальной федеральной программе. «Сегодня доходит до смешного, – говорит Вязьмин. – Мы говорим о каком-то присоединении к Волгограду Городища, продолжении города в заповедной Волго-Ахтубинской пойме, чего категорически нельзя делать. Хотя неисчерпаемый резерв развития городской территории – вот он, рядом».
С мнением главного архитектора солидарен генеральный директор ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков. «На сегодняшний день в городской черте Волгограда находится непозволительное для города-миллионника количество частного сектора, – считает проектировщик. – В качестве положительного примера можно привести Казань, где программа по замене ветхого одноэтажного жилья новым ведётся под личным патронатом президента Татарстана. К сожалению, в Волгограде опыт Казани практически не используется».
А пока гости города-героя до сих пор недоумевают: может, так и задумано для туристов – вдруг посреди современной цивилизации оказаться на деревенской улице? Чтобы наглядно продемонстрировать, как жили в этих местах люди лет двести назад? И, увы, всё ещё живут до сих пор.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть